ТАРАЗ, 28 авг — Sputnik. Двое суток прошло с момента пожара и последовавших за ним мощнейших взрывов на военных складах в Байзакском районе Жамбылской области.
Местные жители и бизнесмены, оказавшиеся в эпицентре ужасных событий, до сих пор с трудом осознают произошедшее, а вспоминая, еле сдерживают слезы. О мгновениях пережитого ужаса и о том, что чувствуют сейчас, они рассказали корреспондентам Sputnik Казахстан.
Обстановка в Байзакском районе Жамбылской области, где произошли взрывы на складах боеприпасов, по-прежнему остается напряженной. Трагедия, унесшая жизни тринадцати человек, остается главной темой, обсуждаемой местными жителями.
В двух шагах от эпицентра
Несмотря на то, что еще вчера вечером в Минобороны Казахстана заявили, что угрозы населению в связи со взрывами на военных складах нет, обстановка в Байзакском районе области, где произошло ЧП, остается напряженной, далеко не той размеренной, к которой здесь привыкли.
Часть трассы Алматы-Тараз в районе складов по-прежнему перекрыта полицейскими. Проехать сквозь их посты могут лишь сотрудники оперативно-спасательных служб, военные и гражданские, привлеченные к ликвидации последствий. Именно поэтому нам, журналистам, пришлось искать свой собственный путь, чтобы своими глазами увидеть последствия ЧП.
Тротил привезли не из Арыси: Ермекбаев ответил на вопросы о взрывах на складе
Сделать это удалось лишь после пары часов "блуждания" по маленьким проселочным дорогам вдоль полей, не раз рискуя "посадить" машину "на пузо" среди полей кукурузы и люцерны.
Как выяснилось, несколько придорожных объектов, которые наиболее пострадали при взрывах, находятся на удалении не более полукилометра от эпицентра взрывов.
Еще ближе к нему расположен поселок Кайнар, в котором компактно проживают порядка пятидесяти семей. Попасть нам туда не удалось – цепь военных вокруг не объехать даже по проселку. Но местные жители рассказали, что в населенном пункте есть разрушенные дома. Некоторые уже не восстановить и, если отстраивать, то с нуля.
У нас взрыв, мы бежим в поле!
Сегодня возле объектов придорожного сервиса уже довольно многолюдно. Помимо военных, дежурных врачей и полицейских, здесь находятся хозяева кафе и гостиничных комплексов, их обслуживающий персонал и десятки местных жителей, задействованных в ликвидации последствий взрывов.
Работы хватает всем: для того, чтобы хоть более-менее привести все в порядок, потребуется не одна неделя. А для того, чтобы забыть, наверное, и жизни не хватит.
"Мы в этот день с утра уехали отсюда, так как мой муж приболел и мы были в больнице. Где-то в шесть вечера позвонил официант уже в истерике настоящей, и сказал, что был взрыв и все они сейчас убегают вот туда, в поле. Я не поняла, что за взрыв, начала всех обзванивать и выяснять. Они к тому времени все уже из комплекса выбежали", - рассказывает предпринимательница, владелица одного из придорожных сервисов Жанна Назарбекова.
Число жертв взрывов близ Тараза выросло до 13 - МЧС
По ее словам, уже позже ее сотрудники рассказали о деталях ЧП. Так, по словам поваров кафе, окна которого как раз выходят на сторону, где расположены склады, утверждают, что пожар начался еще в начале четвертого дня.
"Но в течение получаса опять повалил сильный дым, возгорание началось, и вот в это время случился взрыв, и ударная волна пошла. Естественно, наши все побросали и сбежали отсюда. Разрушение было не от первого взрыва. Это случилось позже уже. Всего где-то восемь взрывов было, по-моему.
Наверное, один из последующих сильный был очень. Потому что мы, находясь в городе, тоже почувствовали. А город отсюда находится в 30 километрах. Даже там в некоторых домах стекла выбило, трещины пошли в стенах. Такое чувство было, как будто землетрясение. И, если там это чувствовалось, представляете, что здесь было?" - поделилась с нами Жанна Назарбекова.
Берите все, что нужно - как ЧП на арсенале близ Тараза объединило людей
По ее словам, большая удача, что в тот момент, когда разворачивались события, в придорожных сервисах, расположенных здесь, было не так многолюдно. Если бы события разворачивались несколькими часами позже, еще неизвестно, чем бы все могло закончиться.
"В гостинице у нас в этот момент никого не было. Внизу, в кафе, сидели два гостя. И тут два гостя было. Это как раз такой период времени, когда было чуть-чуть затишье. Потом бы больше людей было. Ну вот, слава богу, что это не ночью произошло. Не тогда, когда много народа", - говорит бизнесвумен.
На вопрос о том, насколько велик ущерб, нанесенный взрывами бизнесу, Жанна пожимает плечами. Для того, чтобы назвать хоть примерную цифру, необходимо провести полную ревизию. Здесь и строительная составляющая, и разбитая мебель, посуда, окна, сорванная крыша. В общем, всего и не перечесть. Сделать все это самой женщине не под силу.
"Приехала делегация, посмотрели. Сказали, что будет создана комиссия, что будут восстанавливать и, конечно, государство поможет нам. Будем ждать, смотреть. Не сегодняшний день уже пришли эксперты. Правда до нас они пока не дошли, они сейчас у соседей на заправке ущерб оценивают. Но, как они сказали, им дали задание, чтобы они в течение трех дней уже предоставили смету", - говорит Назарбекова.
Охранник знал, как действовать, чтобы выжить
Рассказывая о событиях, произошедших здесь вечером 26 августа, предприниматель Ляззат Жабатаева с трудом сдерживает слезы. И дело не в том, что семейный бизнес получил серьезный удар. Больше всего она переживает за людей, оказавшихся здесь в момент трагедии. Был среди них и ее сын.
"В момент взрыва в этом районе находилось около 50 человек. Охранники, парковщики, официанты и младший персонал. Все работали. Мой сын тоже был здесь. Когда раздался взрыв, все бросились бежать. От страха. Началась паника, но охранник, оказывается, знал, что делать в таких случаях. Он закричал, чтобы все легли на землю. А затем крикнул: "Бегите!". Может, именно поэтому удалось избежать жертв", - говорит Ляззат-апа.
Пожары после взрывов на военных складах в Жамбылской области потушены
Помимо потерь в придорожном бизнесе, семья Ляззат Жабатаевой вынуждена будет отложить на неопределенное время реализацию и еще одного, довольно крупного по местным меркам, проекта.
"У нас здесь есть инвестиционный проект. Этот инвестиционный проект контролировался районом, областью и республикой. Здесь, напротив, мы построили склады, фабрику по производству консервов, овощную базу. Почти все было готово к запуску. Ждали только, когда нам поставят оборудование. Теперь все это никуда не годно.
Даже несмотря на то, что при строительстве мы использовали самые качественные материалы, соблюдали все стандарты. Комплекс строился три года. Мы планировали открыть овощехранилище 1 октября этого года. А консервный завод хотели запустить в 2022 году", - говорит Ляззат Жабатаева.
Невосполнимый ущерб
Пока идет оценка ущерба, нанесенного взрывами на складах с боеприпасами близ Тараза, местные предприниматели начали постепенно наводить порядок на своих объектах. Чтобы окончательно не впасть в депрессию, обязательно нужно чем-то заниматься. А в первую очередь – восстановить медицинский центр, который обслуживал население поселка Кайнар.
Как и ее коллега по несчастью Жанна Назарбекова, Ляззат-апа не может назвать даже примерную сумму ущерба, нанесенного взрывами. Да и это, по ее словам, далеко не самое главное.
"Масштабы ущерба велики. Вы даже не можете подумать о том, на сколько. Ведь люди потеряли в этой трагедии своих близких".