АЛМАТЫ, 26 авг — Sputnik. Президент фонда защиты животных Animal Security Наталия Сульжик с ужасом вспоминает, как впервые оказалась на территории частного дома в дачном поселке Али Алматинской области. Здесь, как выяснилось, несколько месяцев действовала "черная" передержка для бродячих животных. Что означает понятие "черная", кому выгодно содержать концлагеря для собак и как на этом наживаются лжезоозащитники, выясняли корреспонденты Sputnik Казахстан.
Дом на окраине дачного поселка Али со сравнительно небольшой территорией ничем не отличается от других похожих на него и вполне вписывается в общую сельскую картину: пыльная дорожка, на которой не разъехаться двум машинам, плодовые деревья, заборы вдоль участков. Единственное отличие в том, что стоит только подойти к калитке, как начинается оглушительный многоголосый лай. Точно так две недели назад здешние обитатели, а это более 80 собак, встретили зооволонтеров.
Знакомые все лица
Как признается президент фонда защиты животных Animal Security и владелица приюта для бездомных животных "Белый Бим" Наталия Сульжик, впервые отправляясь сюда, она и ее коллеги зоозащитники примерно понимали, с чем и кем им предстоит столкнуться. Не знали только масштабов развернувшейся трагедии.
Тамара – человек среди городской зоозащиты известный. При этом не с лучшей стороны. Около двух лет назад она уже попадала в поле зрения зооволонтеров. По их словам, по месту жительства она организовала так называемую передержку для бездомных животных. Обещая пристроить их в хорошие руки, женщина брала с сердобольных граждан деньги и временно селила хвостатых в своем хозяйстве. Вот только попав к ней, собаки становились еще на шаг ближе к гибели.
По словам зоозащитников, получая деньги, никаких взятых на себя обязательств она не выполняла: животных не лечили и не кормили, держали в тесном вольере или привязанными к забору прямо под открытым небом, не взирая ни на летний зной, ни на зимнюю стужу. Естественно, в этих условиях многие питомцы долго не выдерживали и отходили в мир иной.
"На самом деле ее закрыли еще полтора года назад. Волонтеры собственными усилиями приехали, разобрали всех животных, оповестили общественность обо всем, что она творит. И она перестала существовать как передержка", - говорит Наталия Сульжик.
Однако недавно в фонде получили информацию о том, что Тамара вновь взялась за старое. Правда делать это она стала под патронажем российских зооволонтеров, которые вдруг и по неизвестным причинам озаботились судьбами казахстанских бродячих собак. Но об этом чуть позже.
"Черную передержку" для собак обнаружили в Алматинской области
Жуткие откровения
Как содержатся животные на таких "черных" передержках, нам удалось убедиться, побывав там, где еще недавно заправляла Тамара.
По словам Дарьи Карявцевой, которая почти два месяца ухаживала на этой передержке за животными, хозяйка, узнав, что к ней едут зоозащитники, спешно собралась и уехала в неизвестном направлении, бросив всех хвостатых. Найти ее пока никому не удалось. Зато все, что тщательно скрывалось, наконец стало явью.
"Тамара получала за этих собак деньги. За каждую собаку: на кормление, на лечение, на стерилизацию. Но тратила на себя. Здесь было около 120 собак. Это только за те полтора месяца, что я здесь была. Она отказывалась их кормить абсолютно. Если кормила, то костным фаршем куриным, от которого собаки просто дохли, а щенки – тем более, либо китайской лапшой, залитой ледяной водой. А лечение? Лечения они вообще не получали", - рассказывает Дарья Карявцева.
По словам женщины, только за полтора месяца ее работы на передержке здесь от болезней и голода умерло не менее 40 собак. Часть из них были закопаны прямо на участке. Других впоследствии по всей округе собирали и увозили для утилизации представители ветеринарной службы.
Живодер избил собаку лопатой на глазах у детей в Алматы
"Собаки были в плачевном состоянии. Многие - при смерти, очень тяжелые. И мы сюда ездили каждый день, проводили по шесть-восемь часов, чтобы их как-то реанимировать. Потому что перевозить их в клинику – это, опять же, распространить инфекцию. С чумой принимают только две в городе клиники. Мы, к сожалению, не можем эти клиники забить этими животными, потому что они и так битком. И это достаточно дорого стоит. Одни сутки лечения чумы в клиниках стоят семь-восемь тысяч тенге. А то и десять. Здесь собак 87. Чумой болеет около 30. Сегодня мне сказали, что появились новые заболевшие. Сейчас около 35. То есть мы просто не потянем финансово. Поэтому решили лечить здесь", - рассказывает Наталия Сульжик.
Помимо этого зоозащитники привели в порядок территорию. Для того, чтобы вывезти три тонны фекалий и прочего бытового мусора, им пришлось нанимать грузовик.
Рады смене хозяина на передержке и соседи-дачники. Они наконец избавились от мух и вечного смрада, который распространялся по округе ранее, и теперь не слышат истошные визги собак, которых прежде здесь нередко избивали до полусмерти черенком от лопаты, а порою и вешали.
Личный интерес
По словам Наталии Сульжик, практически во всех социальных сетях сейчас активно действуют группы российских зоозащитников, которые неустанно работают, что называется, в казахстанском "поле".
"Мы неоднократно задавали себе вопрос о том, почему вдруг российские волонтеры решили спасать казахстанских животных. Они мотивируют тем, что у них собак бродячих не усыпляют. У них животных стерилизуют, вакцинируют и в прежнее место обитания выпускают или распределяют животных по приютам. А у нас, в Узбекистане и Беларуси эвтаназия есть, и поэтому в этих странах они помогают", - рассказывает Сульжик.
Однако, как считают казахстанские зоозащитники, это не основной мотив. На самом деле это просто доходный бизнес, построенный на сборах, которые перечисляют сердобольные граждане.
Сама схема довольно банальна. В Казахстане российские волонтеры находят человека и оплачивают ему аренду участка с домом, где впоследствии и создается передержка. Затем в течение некоторого времени из отловов забирают бродячих собак и размещают на подготовленной территории. Далее собак фотографируют, выставляют фото в социальные сети и объявляют сборы на лечение, кормление, уход на передержке и так далее, до тех пор, пока животное не будет пристроено к новому хозяину.
Учитывая, что население Российской Федерации в разы больше, чем Казахстана, в сочувствующих попавшим в беду животным недостатка нет. Перечисляют понемногу, но в общем суммы получаются очень внушительные. Часть из них россияне действительно перечисляют организатору казахстанской передержки для содержания хвостатых. Но, как говорят наши зоозащитники, в сравнении с реальными сборами (никаких отчетов о реальных суммах сбора и трат никто не предоставляет) это – сущие копейки.
"Вернули труп собаки": питбуля на привязи убили в Восточном Казахстане
Стоит ли говорить, что российские зоозащитники работают у нас, что называется, вслепую, ни разу не побывав здесь, не проверив условия содержания собак и уж тем более не изучая биографию людей, которые организовывают тут передержки.
"Я не знаю, о чем они думают, но, когда я смотрю на собак и на то, в какое место они их привозят, как содержат, я понимаю, что тут нет никакой любви к животным. Здесь какой-то другой интерес. Лично с ними мы не общаемся. Они постоянно на ножах с нами. Как только мы пытаемся с ними хоть какой-то диалог наладить, сразу говорят, что мы хотим у них что-то там отобрать. Что нам у них отбирать? Передержку, которая находится в аренде, с тоннами мусора и больными животными? Так у меня свой приют есть. У тех девочек, которые мне помогают, тоже есть свои приюты", - говорит Наталья Сульжик.
Охота на "черные" передержки открыта
По словам зоозащитников, несмотря на то, что о месте нахождения сейчас Тамары им неизвестно, женщина периодически звонит им с угрозами, обещая приехать вместе с полицией и разобраться с "захватом" ее передержки. Однако этих угроз никто не боится, тем более что на саму Тамару уже написано заявление по факту мошенничества.
"Она приняла у женщины животных – трех щенков. Сказала, что она их пристроила, взяла за это 35 тысяч тенге. А они оказались здесь. Тот щенок, который уже при нас умер, как раз один из трех, которых ей отдали для "пристройства". Женщины приехали, забрали двух оставшихся", - рассказывает Наталия Сульжик.
Также, по ее словам, на призыв о помощи откликнулись не только полицейские, но и другие государственные структуры и органы. На "черную" передержку приезжали представители акимата, управления ветеринарии и даже делегация природоохранной прокуратуры. Убедившись в том, что собаки, содержащиеся здесь, действительно находятся в плачевном состоянии, зоозащитникам был выделен ряд необходимых медпрепаратов и лекарств. Помимо этого чиновники пообещали оказывать зооволонтерам всяческую поддержку в деле выявления и ликвидации аналогичных передержек, которых в Алматы и Алматинской области еще предостаточно.
"Помимо Тамары, в Алматы и пригороде есть и еще люди, которые занимаются "черными" передержками. По нашим данным, их около десяти. И практически все из них связаны с россиянами. Поскольку – поток. Условий особых тоже там нет. Ну получше, чем здесь, но все же. Мы туда, конечно, проедем, когда разберемся с этими животными, более или менее их в порядок приведем, хотя бы вылечим. И потом проверять будем остальные передержки. И по отловам, в том числе и по областным, будем писать заявления, чтобы они не выдавали животных таким людям", - рассказала о дальнейших планах Наталия Сульжик.