НУР-СУЛТАН, 27 апр — Sputnik. В Нур-Султане продолжается главное судебное разбирательство по делу о хищениях при строительстве линии Астана LRT.
Во время прошлого судебного заседания сообщалось, что 28 апреля по нашумевшему делу огласят приговор. Однако 27 апреля утром стало известно о возобновлении дела.
"Суд постановил возобновить судебное следствие по настоящему уголовному делу: возникли неясности и сомнения по арестованному имуществу. У суда возникло несколько вопросов к подсудимому Абдыхамитову", – сообщил судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Нур-Султана Кажымухан Мекемтас.
2 октября 2020 года Антикоррупционная служба завершила расследование громкого уголовного дела по строительству надземного метро в Нур-Султане.
Главное судебное разбирательство стартовало 29 октября 2020 года. В числе подсудимых семь человек:
- экс-начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нур-Султана Рашид Аманжулов;
- экс-депутат и секретарь маслихата Нур-Султана Жанат Нурпиисов;
- экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим;
- сотрудники предприятий Дулат Мусенов, Тимур Касабаев, Улугбек Ачилов и Даурен Абдыхамитов.
LRT собираются достроить в Нур-Султане – когда и за чей счет
Бывший заместитель акима столицы Канат Султанбеков и экс-глава "Астана LRT" Талгат Ардан находятся в международном розыске, поэтому суд проходит без них.
О проекте LRT
Об идее создания ЛРТ в Астане всерьез заговорили еще в 2005 году - тогда акимат столицы под руководством главы города Умирзака Шукеева принял программу "Новая транспортная система Астаны".
С этого времени утекло много времени и денег, в столице сменились семь акимов: Шукеев, Мамин, Тасмагамбетов, Джаксыбеков, Исекешев, Султанов, Кульгинов. Сменились и несколько генеральных подрядчиков проекта.
Сменился президент страны: вместо Нурсултана Назарбаева теперь руководит Касым-Жомарт Токаев.
Сама столица поменяла название с Астаны на Нур-Султан. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Жителей и гостей столицы и сегодня ужасают недостроенные конструкции того, что должно было стать частью "умного города".
Строили не там и не так
Мало кто помнит, что кардинальным образом менялся даже сам проект ЛРТ: ведь изначально его планировали провести от вокзала густонаселенного правого берега к центру города.
Однако в 2011 году передумали и решили тянуть от аэропорта на левом берегу. Этот вариант стал популярным во многом и потому, что с 2012 года Казахстан начал готовиться к выставке "ЭКСПО-2017". И он же оказался в конечном итоге абсолютно нерентабельным.
Сколько стоит достроить LRT
В январе 2020 года аким Нур-Султана Алтай Кульгинов рассказал о том, что проект удешевили на 1 миллиард, и теперь, чтобы закончить многострадальный проект, требуется еще 1,5 миллиарда долларов.
Президент Казахстана усомнился в рентабельности линии LRT.
"По данным акимата, прогнозируемый поток составит 146 тысяч человек в сутки. В настоящее время по схожему маршруту от аэропорта до нового вокзала – всего две тысячи человек. Как вы собираетесь увеличить пассажиропоток в 70 раз? Мне непонятно", - заявил Токаев на расширенном заседании парламента в июле 2019 года.
Впрочем, денег, уже ушедших на LRT, так много, что их тоже жаль просто выкидывать.