НУР-СУЛТАН, 22 апр — Sputnik. Экономисты считают, что эффекты от предпринимаемых российскими властями шагов могут затронуть и страны Евразийского экономического союза. Как "заморозка" цен на бензин в России подействует на страны ЕАЭС – выяснял Sputnik.
Лекарство от подорожания
Два российских министерства – финансов и энергетики – согласовали между собой параметры корректировки демпферного механизма для внутрироссийского топливного рынка. Об этом говорится в совместном заявлении ведомств, опубликованном во вторник, 20 апреля.
Планируется, что с 1 мая изменится индикативная цена (оптовая стоимость, которую устанавливает правительство, - Sputnik) бензина для внутреннего рынка - она снизится на 4 тысячи рублей. Действующая ставка составляет 56,3 тысячи рублей за тонну. Помимо этого, с 1 января 2023 года базовая цена на бензин будет индексироваться каждый год только на 3% вместо нынешних 5%.
Впервые демпфер заработал в 2019 году. Его главная задача – не допустить повторения топливного кризиса 2018-го. Тогда из-за роста мировых цен на нефть резко повысилась стоимость бензина в России, а правительству страны пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо.
Будут ли сдерживать цены на бензин в Казахстане – ответ Минэнерго
Суть демпферного механизма заключается в том, что при высокой стоимости нефти за рубежом российские нефтеперерабатывающие заводы получают компенсацию – им возвращают часть выплаченных налогов. Эти выплаты "мотивируют" нефтяников продолжать поставки топлива на внутренний рынок, не взвинчивая цены вслед за мировыми.
Такая система не предполагает снижения цен на бензин – только умеренный рост. Стоимость топлива не растет выше годового уровня инфляции (в 2020 году рост составил 2,5% — почти вдвое ниже инфляции), но и не снижается при падении мировых цен. Таким образом, внутренний рынок оказывается защищенным от резких ценовых колебаний.
Сам демпфер подсчитывается с учетом индикативной и актуальных цен на внешнем рынке. Грядущее снижение действующей индикативной цены (56,3 тысячи рублей за тонну) означает, что при поставках топлива на внутренний рынок в условиях высоких мировых цен нефтяники получат больше возвратных выплат. Такой шаг, по мнению опрошенных Sputnik экспертов, позволит остановить рост цен на бензин внутри России.
Депутат возмутился "беззубой" позицией Минэнерго и ростом цен на бензин
"Правительство повышает налог на добычу природных ископаемых. Вместе с тем рубль дешевеет, а нефть дорожает. Если бы индикативную цену не снизили, то поставки внутрь страны стали бы невыгодными даже при демпфере. Поэтому его привели к реалиям рынка. Бензин точно не подешевеет, но рост цен на него, вероятно, остановится в ближайшее время", — прогнозирует заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Вслед за российским рынком
С начала нынешнего года бензин дорожает во всех странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
- За текущий месяц средняя цена одного литра АИ-92 в Армении выросла на 2,64%, в Кыргызстане – на 4,3%, в Казахстане – на 6,5%, в Беларуси – на 1,4%.
- За тот же период бензин марки АИ-95 в Армении стал дороже на 6,2%, в Кыргызстане – на 6%, в Казахстане – на 7,9%, в Беларуси – на 1,16%.
Ситуация на топливных рынках в Армении и Кыргызстане обусловлена тем, что эти страны не перерабатывают нефть самостоятельно, а закупают нефтепродукты в России. Следовательно, стоимость топлива целиком зависит от отпускных цен на российских НПЗ.
Что происходит с ценами на бензин в Казахстане, ответили в Минэнерго
Корректировка демпфера должна насытить рынок в России топливом. Это создаст благоприятные условия для снижения отпускных цен, по которым российский бензин поставляется в Кыргызстан, считает исполнительный директор НКО "Международный деловой совет" Аскар Сыдыков.
"Дорогой бензин в Кыргызстане стал следствием дефицита бензина на российском рынке. Как только в России ощущается нехватка нефтепродуктов и немного повышаются цены, то и у нас происходит то же самое, только в больших масштабах. Ведь у нас нет демпфера. Нефтетрейдеры в Кыргызстане небольшие, они не могут держать больших запасов топлива и регулировать цены. Мы очень надеемся, что новые параметры демпфера скажутся на нас положительно. Когда в России не будет дефицита – Кыргызстан начнет получать бензин по более низким ценам", — объясняет он.
Такую точку зрения разделяет исполнительный директор ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канат Эшатов. По его словам, рынок топлива в республике идет вслед за российским.
"Наш рынок полностью зависит от России, потому что это наш единственный поставщик нефтепродуктов. Если там рост цен на бензин остановится, то у нас ситуация тоже стабилизируется с разницей в несколько недель. Российские заводы платят большие налоги на добычу (НДПИ), поэтому с начала года отпускные цены на бензин выросли на 4-6%. Если налоговики станут возвращать больше денег, то НПЗ смогут продавать топливо чуть дешевле", — предполагает собеседник.
Топливный коллапс в Уральске: водители жалуются на дефицит бензина
Аналогичным образом ситуация обстоит в Армении. Ценообразование на топливном рынке республики определяют те же факторы, что и в Кыргызстане: зависимость от российских поставок из-за отсутствия возможностей для переработки нефти.
Казахстан, напротив, покрывает почти все свои потребности в топливе за счет местных мощностей. Если до 2018 года поставки светлых нефтепродуктов (бензин, керосин и дизельное топливо – Sputnik) из России были значительными – от 500 тысяч до 1 миллиона тонн, то в последующие годы они значительно сократились (в 2019-м – около 20 тысяч тонн, в 2020-м – 2 тысяч тонн), замечает экономический обозреватель Сергей Домнин.
"Несмотря на общую границу и взаимозависимость экономик, рынки нефтепродуктов Казахстана и России действуют вполне обособленно: в странах разные схемы организации рынка нефтепродуктов, разная себестоимость переработки, ставки акцизов и розничная цена на бензин. Стоимость бензина в Казахстане растет из-за внутренних факторов (увеличение экспорта нефтепродуктов и нефти, повышение налогов – Sputnik), поэтому ситуация на российском рынке на нас не повлияет", — считает он.
Чужой пример заразителен: как подорожание бензина в России скажется на странах ЕАЭС?
Маловероятным выглядит и сценарий, при котором демпфер в России остановит повышение цен на бензин в Беларуси. Республика перерабатывает нефть на двух НПЗ и производит топливо в объемах, достаточных для удовлетворения внутреннего спроса и даже экспорта.
С января по февраль нынешнего года страна экспортировала 1,68 миллиона тонн нефтепродуктов – в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года. Крупнейшими импортерами белорусских нефтепродуктов стали Украина (546,5 тысячи тонн), Евросоюз (940,2 тысячи тонн) и Великобритания (138,7 тысячи тонн).
Подорожание бензина в Беларуси, как отмечает эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, объясняется общемировым повышением стоимости нефти. Корректировка демпфера в России повлиять на эту тенденцию не сможет.
Новая выгода
Осторожный оптимизм партнерам России по ЕАЭС должно внушить заявление российского вице-премьера Александра Новака, который не исключил введения запрета на экспорт бензина в периоды пикового спроса.
"Мы обсудим этот вопрос в ближайшее время. Послушаем рекомендации министерства энергетики, Федеральной антимонопольной службы, министерства экономического развития. Совместно примем решения. Ведь могут быть и отрицательные последствия - компании могут снизить объемы производства", — цитирует его слова агентство "Интерфакс".
Будет ли такой запрет распространяться на страны-участницы ЕАЭС, вице-премьер России не уточнил.
По мнению опрошенных Sputnik экспертов, любые экспортные ограничения, как показывает практика последнего года, не затрагивают государства, входящие в Таможенный союз.
В таком случае поставки бензина в Армению и Кыргызстан не только не уменьшатся, но могут и возрасти. В совокупности с обновленным демпфером это даст двойной положительный эффект – топливный рынок стран насытится, что неизбежно отразится на стоимости бензина для конечных потребителей.