НУР-СУЛТАН, 14 апр – Sputnik. В министерстве энергетики Казахстана объяснили, почему правительство не будет искусственно удешевлять бензин, и назвали "минусы" такого метода.
Как отметили в ведомстве, в Казахстане государство не может устанавливать цену на ГСМ – это прерогатива только рынка, который подвержен влияниям множества факторов.
В частности, как отметили в ведомстве, в последние недели наблюдается существенный рост розничных продаж бензина в приграничных регионах.
Топливный коллапс в Уральске: водители жалуются на дефицит бензина и рост цен
"Коридор низких цен на ГСМ всегда субсидировался недропользователями путем предоставления более низких цен на перерабатываемое сырье. Разница от экспортной цены нефти составляла около 50 долларов за 1 тонну, сейчас она выросла до 80-130 долларов за 1 тонну нефти в зависимости от направления поставки нефти. На сегодня цена нефти, поставляемой на переработку на АНПЗ, колеблется на уровне 20-45 тысяч тенге за тонну, что в перерасчете составляет 6,5-15,2 доллара за баррель. При этом рыночные котировки нефти на сегодня уже перевалили за 60 долларов за баррель", - пояснили в ведомстве.
Чем чревато госрегулирование цен на ГСМ
В настоящее время по отдельным регионам недропользователи поставляют на внутренний рынок около 75-80% добываемого сырья, при том что контрактные обязательства существенно меньше.
"При введении государственного регулирования следует ожидать установления низких цен, которые могут быть оторваны от объективной ситуации. В краткосрочной перспективе это может привести как к локальным, так и масштабным сбоям в цепочке поставок, перебоям в поставке нефтепродуктов", - объяснили свое невмешательство в ценообразование в Минэнерго.
Чужой пример заразителен: как подорожание бензина в России скажется на странах ЕАЭС
Как следствие, в долгосрочной перспективе такая ситуация с потерей доходов от реализации нефти при сопутствующем увеличении объемов поставок нефти на внутренний рынок может иметь негативные последствия – снижение инвестиционной привлекательности отрасли и соответственно добычи нефти по мере истощения действующих месторождений, снижение экспорта нефти и объемов нефтесервисных работ.
Регулирование цен и создание системы распределения "удешевленных" нефтепродуктов является малоэффективным и затратным методом:
- выгодами низких цен могут воспользоваться не только малообеспеченные граждане, но и жители приграничных районов соседних государств;
- создаются условия для "теневого" вывоза нефтепродуктов на экспорт по различным схемам;
- создаются существенные риски для стабильного развития нефтегазодобывающей отрасли.
"С учетом уже выстроенной системы формирования доходов государства и системы защиты социально-уязвимых слоев населения, полагаем, что нет альтернативы построению рыночных взаимоотношений, в частности, в секторе торговли ГСМ. То есть через рыночные механизмы обеспечить приток инвестиций в отрасль, рост доходов недропользователей, занятость населения и, в конечно итоге, налоговые поступления в бюджет. Уже за счет роста налоговых поступлений - увеличить расходы по адресной социальной помощи", - отметили в Минэнерго.
Сколько литров бензина могут купить казахстанцы на среднемесячную зарплату
В ведомстве допустили, что на удорожание бензина в Казахстане повлияла информация о текущих ремонтных работах на Атырауском НПЗ и ожидаемой плановой остановке на ремонт Шымкентского НПЗ.
Чем может помочь Минэнерго
"В качестве инструмента по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов законодательством предусмотрены полномочия министерства энергетики по регулированию объемов официального экспорта нефтепродуктов. В рамках данного механизма министерством, начиная с января 2021 года, поставки на экспорт были исключены", - сказали в ведомстве.
По их данным, запас бензина АИ-92 в целом по стране находятся на комфортном уровне - благодаря принятым мерам по сравнению с началом года запасы выросли практически на 60 тысяч тонн, до 270 тысяч тонн.
"С учетом вышесказанного, ожидаем, что цены на рынке будут стабилизированы", - заявили в Минэнерго.