АЛМАТЫ, 17 мар — Sputnik. Лесничий Медеуского филиала Иле-Алатауского государственного национального природного парка Нурлан Базаркулов поделился с корреспондентом Sputnik Казахстан историей появления в алматинских горах семейства диких яков. Он рассказал также, почему за четверть века число животных никак не увеличится.
Удачный эксперимент
Появление семейства диких яков на дорогах в предгорьях Алматы, в районе Бутаковки, Медео и Шымбулака вызывает неподдельный восторг у туристов. Особенно часто этих животных можно здесь встретить и рассмотреть с небольшого расстояния в зимнее время, когда из-за глубокого снега яки вынуждены спускаться с высокогорий в поисках корма.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
История появления нехарактерного для Заилийского Алатау вида копытных берет начало с середины 90-х годов XX века, рассказал Нурлан Базаркулов. В то время сам он уже несколько лет работал в Малом алматинском лесничестве.
"Первоначально я пришел сюда на работу в 1991 году, меня приняли мастером, с испытательным сроком. И уже тогда перед нами стояла задача сохранения флоры, улучшения фауны, животного мира: чтобы здесь, в наших горах, обитали не только кабаны и косули. Вот мы и подумали завести яков", - говорит Нурлан-ага.
Сюрприз из сумки: кенгуренок появился на свет в зоопарке Алматы
Воплотить идею в жизнь удалось в конце августа 1996 года, когда были найдены спонсоры. Семь особей молодых животных доставили из Кыргызстана. Первое время для того, чтобы они адаптировались к местным условиям, их содержали в предгорьях, под постоянным наблюдением. Постепенно, когда яки подросли и стали самостоятельными, им дали возможность передвигаться по территории лесничества без ограничений.
Большие, но не опасные
По словам Нурлана Базаркулова, адаптация яков прошла более чем успешно: наши горы оказались для них подходящим местом обитания. Во многом это произошло и благодаря тому, что животные эти – прекрасные метеорологи от природы: по их поведению можно легко предсказать скорую смену погоды. Так, если в горных районах ожидается снегопад, что может усложнить якам поиск корма, они еще за сутки-двое до начала осадков спускаются с высокогорья в нижние районы – предгорья лесничества.
"Зимой, когда они из-за большого количества снега в горах спускаются вниз, их можно встретить очень часто. При этом людей и машин они не особенно боятся. Вот тут ходят, в районе санатория "Алатау", на Бутаковке их видели в прошлые выходные. А как весна наступает, они поднимаются вверх, в район Шымбулака, в ущелье Кимасар. А в июле-августе они находятся в районе плато Мынжылкы – в верховьях", - говорит Базаркулов.
Рассказывая об особенностях поведения яков в дикой природе, Нурлан-ага отмечает, что для туристов, которые могут случайно столкнуться с семейством копытных, опасности они не представляют. Если, конечно, люди сами не спровоцируют животных. То есть их не стоит пугать или приближаться совсем уж близко. Почувствовав угрозу, доминирующий бык может проявить агрессию.
Доверчивость к людям - главный враг яков
Несмотря на то, что яки обитают на территории Медеуского филиала Иле-Алатауского национального парка уже четверть века, их поголовье по-прежнему составляет семь особей. При этом приплод за эти годы у них был неоднократно.
"Да, их должно быть больше. Но в прежние годы, когда они спускались зимой вниз, были случаи браконьерства. Бычков кто-то отстреливал. Конечно, очень жаль было. Мы ведь завезли их, чтобы разнообразие было. Чтобы люди гуляли и, встретив их, радовались", - рассказывает Нурлан-ага.
По его словам, мишенью браконьеров становились и другие животные, обитающие на территории нацпарка. Ситуация изменилась только в последние годы, когда в Уголовном кодексе появились статьи, ужесточающие ответственность за незаконную охоту, в особенности на особо охраняемых территориях.
Нового медвежонка впервые показали в зоопарке Алматы: медведица никого к нему не пускает
"Мне как человеку всегда было сложно понять, как можно убивать животных в дикой природе. Ну, сидит фазан. Сколько в нем веса? Килограмм-полтора, не больше. Пойди и купи курицу, проблем меньше. Нет, даже если он будет последним, надо обязательно убить и съесть. Иначе как варварством это не назовешь. Но в последние три года нам удалось изменить ситуацию. Учитывая небольшую удаленность от города, вместе с сотрудниками нацпарка на патрулирование территории чаще стали выходить и полицейские. Сейчас факты браконьерства крайне редки. Можно сказать, удалось справиться с этой проблемой", - говорит Базаркулов.
Большие планы
В Иле-Алатауском нацпарке продолжаются переговоры с кыргызскими коллегами о том, чтобы доставить сюда еще несколько особей яков, сообщил собеседник Sputnik Казахстан. Возможно, в последующем это позволит чуть быстрее увеличить поголовье этих редких для наших мест животных.
Не оставляет Нурлан-ага и надежду на то, что на территории нацпарка появятся еще и зубры. Однако эта перспектива пока довольно туманна: решить вопрос с коллегами из Беларуси оказалось непросто.
Но и это, считает Нурлан Базаркулов, не главное. Флора и фауна Иле-Алатауского национального парка разнообразна и богата. Здесь произрастают растения, обитают десятки видов животных и птиц, занесенных не только в казахстанскую, но и в международную Красную книгу. Но, к сожалению, все они по-прежнему страдают от того, что человек продвигается все дальше и дальше, занимая все новые территории, которые вынуждены покидать дикие животные.
Сегодня, по мнению Нурлан-ага, популяции зверей еще можно спасти. Сотрудники нацпарка прилагают к этому огромные усилия и просят алматинцев и гостей города, осваивающих турмаршруты, поддержать их, хотя бы научившись бережно относиться к природным богатствам своего края.