Продажа цветов через Интернет, еще и с доставкой по нужному адресу и к нужному часу еще больше позволила казахстанцам лениться. Конечно! Ведь теперь, чтобы поздравить любимых красивым букетом, не нужно даже выходить из дома: пара кликов на смартфоне и наличие карт-счета - гарантия того, что адресат будет осчастливлен вашей заботой и проявлением к нему внимания.
Все меняется
Еще в прошлом году владельцы небольших цветочных салонов всего за пару-тройку дней восьмимартовских праздников могли сделать месячную выручку. От того наступления первых весенних деньков они всегда ждали с нетерпением.
Ждали и в этот раз в расчете на то, что все будет, как и прежде. Но ошиблись.
Год пандемии коронавируса, когда во время жесткого карантина все торговые объекты, кроме продуктовых магазинов и аптек, были закрыты, полностью изменил и цветочный рынок. Крупные поставщики букетов, лишенные возможности торговать, что называется, вживую, чтобы не прогореть, были вынуждены "уйти в Сеть". Это же дало серьезный толчок и для более активного развития служб доставки.
Новый тренд казахстанцы подхватили быстро: если раньше, чтобы оказать знак внимания своей половинке, возлюбленной или маме, дочке, сестре, бабушке, нужно было потратить время и потопать ножками, то теперь с помощью сотового для этого можно даже с дивана не вставать.
"В этом году клиентов у нас заметно меньше, чем в прежние времена. Очень многие стали заказывать именно доставку цветов через Интернет. Поэтому сейчас в выигрыше оказались крупные цветочные салоны. Они могут себе позволить содержать специального человека или даже целю группу сотрудников, которые ведут для них странички в соцсетях. Доставка цветов была и раньше, но с момента начала пандемии, считайте за год, в особенности в те месяцы, когда все были закрыты, они сумели забрать себе львиную часть рынка", - рассказывает продавец одного из алматинских цветочных салонов Екатерина.
Кто еще отбирает хлеб у цветочников
По ее словам, большую конкуренцию цветочным салонам в праздничные дни составляют так называемые "разовые" продавцы цветов. Поняв, что в эти дни можно неплохо заработать на продаже тюльпанчиков и розочек, они организовывают на улицах крупных городов сотни стихийных торговых точек. Все, что для этого нужно – раскладные столик и стул, пачка оберточной бумаги и рулон яркой ленточки.
"Им, к примеру, не нужно платить за аренду помещения. А потому они могут поставить цену ниже, чем у нас. Естественно, люди стараются сэкономить и идут к ним. Мы себе такого позволить не можем, иначе работа будет в убыток", - объясняет Екатерина.
Пандемия, с момента прихода которой в Казахстан на днях исполнится год, многих казахстанцев подкосила еще и в материальном плане. Сегодня тратить крупные суммы на букеты не принято. Наступило то время, когда цветы покупают не для того, чтобы удивить щедростью и размахом, а лишь как знак внимания.
"В этом году, если говорить, к примеру, о розах, мужчины их покупают, но в гораздо меньших количествах. Букет из 21-й или 25 роз – это максимум. Некоторым женщинам, у которых мужья хорошо зарабатывают, везет больше. Вот, мои коллеги сегодня продали букет из 301 розы. В центре – сердце из ярко-розовых. Все остальные вокруг – подкрашены в черный с серебряным напылением. Но это чуть ли не единственный случай", - рассказывает продавец цветов Дмитрий Живаев.
По его словам, еще три-пять лет назад ситуация отличалась кардинально: цветов покупали больше и деньги особо не считали. Бывали случаи, когда приходилось собирать букет из тысячи и одной розы – 500 белых и 501 красной. А забирать заказ приходилось втроем, потому, что для одного человека он был просто неподъемным.
Растянутый праздник
В этом году на 8 марта продавцам цветов пришлось поработать больше, чем обычно: поздравлять женщин начали еще 5 марта, в последний перед праздниками рабочий день недели. Именно он стал для большинства казахстанских мужчин днем отметки на работе. Но пик продаж предприниматели ожидают все же именно 8 марта, когда представители сильного пола будут поздравлять самых родных женщин. В этот деть даже самые экономные в порыве теплых чувств об экономии временно забывают.
Как выбрать самые свежие цветы - советы к 8 марта
"6 и 7 марта торговли практически не было. Очень мало цветов покупали. Но мы стоим, торгуем. Говорят же: "Курочка по зернышку клюет". Надеемся, что 8 марта спрос будет в разы выше", - делится надеждами Дмитрий Живаев.
Кстати, по его словам, именно этого дня на складах дожидаются своего часа самые лучшие и красивые цветы, как штучные, так и букеты.
"Для женщин-коллег по работе чаще всего берут, конечно, тюльпаны. Это и красиво, да и сам тюльпан – это ассоциация с наступившей весной. А вот непосредственно 8-го числа для самых любимых и дорогих обычно покупают розы и букеты с экзотическими цветами. Поэтому мы полны надежд, что именно в эту дату нам все же удастся хорошо заработать", - продолжает Дмитрий.
Букет из конфет
Ночь на 8 марта для владельцев цветочных салонов - пора горячая. Дорожа каждой минутой, они, не смыкая глаз, собирают букеты. Самые разные.
Красивый бизнес: легко ли заработать на цветах в весенние праздники
Теперь, когда особенно требовательных покупателей сложно удивить количеством цветов и их оформлением, в ход все чаще идет изобретательность. Букеты с фруктами, ягодами, конфетами и мягкими игрушками получают все большее распространение: надо же чем-то удивлять, когда, казалось бы, удивить уже нечем. Но, если вы все же решились приобрести такой букет, будьте готовы выложить солидную сумму – начиная с десяти-двенадцати тысяч тенге и до бесконечности.
Сами же продавцы цветов признаются: при всех их возможностях, своим близким они в основном дарят тюльпаны. И снова не от жадности или в целях экономии. Просто именно эти цветы, подаренные на 8 марта, лучше других подчеркивают, что весна уже пришла!