НУР-СУЛТАН, 26 фев - Sputnik. Как быстро и эффективно придумать кликабельный заголовок, рассказал журналистам из стран ближнего зарубежья советник медиагруппы "Россия сегодня", колумнист Sputnik Олег Дмитриев.
Заголовки придумываются постоянно. У некоторых изданий есть ограничения в символах при написании заголовков. И для журналистов это хорошая игра - в этом случае он учится искать синонимы, заменять действительный залог страдательным.
"Ассоциативная часть очень важна для аудитории. Это то, что привлекает внимание. Что нам поможет написать хороший заголовок? Во-первых, это ассоциации… Что еще поможет? Аллитерация. Сочетание нескольких слов, которые начинаются с одного и того же согласного звука", - пояснил он.
Помогают придумывать заголовки цитаты и мемы.
Олег Дмитриев объяснил, какие существуют виды заголовков. Это "заголовки-инструкции", стилистические приемы (метафоры, метонимии), полное либо частичное изменение идиом и устойчивых выражений, сочетание символьных фраз и top line (главная мысль).
"Зачастую журналисты любят писать такие заголовки, которые имеют элемент кликбейта – привлечения к заголовку большего внимания. Мы постоянно спорим с коллегами, как лучше – называть то, что произошло либо интриговать, не называть того, что происходило. Что выбрать top line или кликбейт? Я лично голосую за top line, потому что в этом случае вы сохраняете честность с аудиторией", - подчеркнул спикер.
Еще, по его словам, хорошо работают вирусные заголовки, к примеру, пять способов сделать что-то, четыре совета по какому-то поводу. Это своеобразные инструкции, сделанные в форме хит-парада. Нужно стараться написать так, чтобы этих инструкций не было слишком много.
"А это мой любимый вариант заголовков, за который меня "ругают" на работе. Не ругают, конечно, а хвалят. Это вариант больше нравится молодым журналистам, потому что он сочетает символьную фразу и top line: в начале - образное выражение, а затем - главная мысль материала. Честно говоря, он хорошо помогает нам творить, придумывать интересные ходы", - сказал эксперт.
Подзаголовки нужны тогда, когда у автора длинная статья и ее следует разбить на равное количество абзацев. Подзаголовками могут быть символьные номинативные фразы, простые предложения в форме утверждения и вопроса, эллиптические фразы-конструкции. Важно понять: интрига нужна только если есть, чем интриговать.
Еще очень важно обращать внимание на то, что у журналиста находится в лиде - вступлении - первое одни или несколько предложений после заголовка. Главное его предназначение – заставить дочитать текст до конца. Длина лида должна быть не больше трех-четырех предложений (300-350 знаков, 40-45 слов). Причина – читатель принимает решение о чтении статьи за три-пять секунд.
Олег Дмитриев рассказал также о типах лидов.
Информативный: во вступлении пересказываются события, о которых пойдет речь в тексте. Автор отвечает на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Почему? Часто используется в криминальных репортажах и там, где не нужна дополнительная интрига. Громкие преступления "завораживают" сами по себе.
Атмосферный: задача – создать у читателя настроение с помощью интересных деталей о месте и герое.
Ретроспективный: в лиде упоминаются прошлые обстоятельства и факты. Это продуктивный способ пробудить в аудитории любопытство.
Цитатный: если вам требуется начать текст с цитаты человека, у которого вы берете интервью, но для заголовка она слишком велика, ее можно переместить в лид. При этом важно, чтобы высказывание раскрывало не только характер героя, но и хотя бы одну из ключевых тем беседы.
Типичные ошибки в лиде: лид повторяет заголовок, избыток абстрактных слов и выражений, отсутствии интриги.
В 34-й онлайн-сессии просветительского проекта SputnikPro приняли участие представители СМИ из Казахстана, России, Азербайджана, Кыргызстана, Беларуси, Армении, Молдовы, Абхазии и Осетии.
SputnikPro - это международный проект информационного агентства Sputnik, в рамках которого ведущие медиаменеджеры и журналисты проводят мастер-классы, презентации и тренинги. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.