НУР-СУЛТАН, 1 фев — Sputnik. Штрафы за плохой интернет предлагается увеличить в десять раз, сообщил Sputnik Казахстан министр цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин.
Это предложение было озвучено после критики президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
Напомним, на прошлой неделе глава государства поручил решить проблему низкого качества интернета. Операторы связи, как он отметил, постоянно обновляют тарифные планы, но скорость интернета и реальное качество связи далеки от идеала.
Что делать, если "хромает" интернет
В 2020 году операторам связи выписали штрафов на 24 миллиона тенге, сообщил Мусин.
"Но что такое 24 миллиона тенге для операторов связи? Они зарабатывают миллиардами. Поэтому сегодня мы ставим вопрос о том, чтобы повысить ответственность. Сегодня, например, это около 10–100 месячных расчетных показателей (1 МРП – 2 917 тенге), мы хотим до тысячи МРП поднять штрафы (2 917 000 тенге)", - сообщил министр Sputnik Казахстан.
Он напомнил, что для мониторинга связи разработано приложение Bailanys.bar (в переводе – связь есть).
"Через приложение человек может зафиксировать слабую связь. Проводится замер скорости, и данные отправляются к нам на сервер. Мы отправим соответствующую инспекцию, будем разбираться и выписывать штраф. Нам нужна общественная поддержка, чтобы люди заходили и проверяли скорость интернета. Так мы будем знать о качестве связи в каждом населенном пункте", - сказал Мусин.
Наказывать операторов связи за низкую скорость интернета предложил Токаев
Проблему с интернетом решат в 400 селах в 2021 году
На сегодня в Казахстане, по данным министра, порядка 5 300 населенных пунктов из около 6 500 охвачены интернетом.
Чтобы покрыть села, в которых вообще нет интернета, потребуется порядка 200-300 миллиардов тенге, сказал Мусин. Глава министерства цифрового развития сомневается, что нужно тратить такие средства на неперспективные села, жители которых планируют переехать.
"Есть порядка тысячи сел с населением менее 250 жителей, где нет интернета. Мы не волшебники, туда кабель или спутник поставить - тяжело. Это очень большие средства. Мы считали. Чтобы покрыть те села, в которых вообще нет интернета, (потребуется) порядка 200-300 миллиардов тенге. Мы с Минэкономики запросили информацию: дайте нам количество перспективных сел, которые реально будут развиваться. Потому что просто так операторов связи напрягать, чтобы они туда проложили кабель, мы не можем. Что если из этого села все переедут? Тогда зачем инвестировали туда средства? Это же частные операторы", - сказал министр.
КНБ озвучил итоги киберучений, когда были перебои с интернетом
Он признал, что на сегодня примерно в 400 селах качество интернета страдает. Проблему намерены решить полностью в 2021 году.
"Этот год для нас – год качества. В прошлом году мы с операторами связи обеспечивали охват порядка двух тысяч сел: базовые станции устанавливали, провода проводили и так далее. Но не везде качественно. Я понимаю это, потому что везде проконтролировать ситуацию сложно, во-первых. Во-вторых, это не государственные деньги. Это мы просили операторов связи, чтобы они провели туда связь. То есть я туда прийти, поругать оператора связи за то, что он, грубо говоря, некачественно сделал, не могу. Поэтому мы с ними работаем в партнерстве. Есть около 400 сел, где качество страдает. Мы признаем это. Поэтому в этих селах в этом году будет проблема решена", - заверил Мусин.
Новая информационная система появится в Казахстане
Кроме того, президент поручил развернуть новую информационную систему "Е-обращение" и центры "Нәтиже" для повышения качества работы с обращениями казахстанцев. До 1 июля систему нужно запустить во всех госорганах, сказал Токаев.
Концепция новой информационной системы готова, сообщил Мусин.
"В целом ее цель – чтобы все обращения граждан были в одной базе данных в структурированном виде. Например, если человек несколько раз обращался по вопросу земельного участка или усыновления детей, мы это будем видеть. Нам нужна единая система, база данных, которая будет накапливать все обращения и ответы государственных служащих", - сказал он.
Киоски с интернетом хотят установить в селах Казахстана
Это поможет при переходе на новый административный процедурно-процессуальный кодекс, продолжил он. К примеру, человеку будет легче доказать в суде, что он действительно несколько раз обращался по своей проблеме.
"Сегодня администрация президента осуществляет контроль за обращениями граждан. Но это ручной контроль. Теперь мы хотим это автоматизировать. То есть чтобы, находясь в Администрации президента или Нур-Султане, можно было видеть каждое обращение, вплоть до обращения к акиму сельского округа, которое подано в письменном виде или через электронное правительство", - пояснил он.
Перезапуск работы с обращениями граждан – главный инструмент концепции "слышащего государства", подчеркивал президент.
В 2020 году госорганы рассмотрели более 1,9 миллиона обращений.
На имя Токаева их поступило 32 тысячи – на треть больше, чем в 2019-м. Более 80% – вопросы, которые относятся к компетенции различных госорганов.
По мнению главы государства, фактов формализма, отписок все еще много. С его слов, это уже системная проблема, которую придется решать законодательно путем реформы всего государственного устройства.
Операторы получат льготы для проведения скоростного интернета в села