Публичную карту мониторинга изменений мобильности в период пандемии запустили в Алматы

© Sputnik / Тимур БатыршинЛюди в масках на улицах Алматы
Люди в масках на улицах Алматы  - Sputnik Казахстан
Подписаться
Теперь алматинцы самостоятельно смогут проанализировать потоки транспорта и пешеходную активность, а также понять, почему в период пандемии закрывали те или иные объекты, рассказал руководитель управления цифровизации Алматы Баян Конирбаев

АЛМАТЫ, 14 дек — Sputnik. Управление цифровизации Алматы совместно с международной финансовой корпорацией (IFC) и компанией Habidatum запустили публичную карту мониторинга изменений мобильности Алматы в период пандемии, передает Sputnik Казахстан.

Проект был инициирован акиматом города Алматы в сотрудничестве с программой IFC "Города" в регионе Европы и Центральной Азии, которая реализуется совместно с государственным секретариатом Швейцарии по экономике (SECO) и федеральным министерством финансов Австрии.

Об этом на брифинге рассказали руководитель управления цифровизации Алматы Баян Конирбаев и глава регионального представительства IFC Кассандра Колберт.

Систему "умного регулирования" бизнеса собираются внедрить в Казахстане

"Целью шестимесячного проекта было оценить активность горожан до начала и во время пандемии, а также посмотреть долгосрочные возможности необходимых изменений в планировании общественных пространств и транспортной инфраструктуры, развитии коммерческих объектов и новых бизнесов. Работы по проекту проводились за счет грантовых средств программы "IFC Города", - отметил Баян Конирбаев.

Он говорит, что благодаря проекту каждый алматинец может видеть и понимать, как администрация города принимает решение, почему определенные парки закрывались в какой-то момент. Акимат большой фокус делает именно на цифровых решениях, сфокусированных на конкретных существующих данных.

Как наблюдали за алматинцами

Были использованы 11 источников данных, среди которых данные GPS-брокеров, HERE / Google / Яндекс, OSM, Hatch, Strava, Almaty Bike. Анализ проводился по уникальным метрикам, важным в период пандемии: значимость места, спад/рост активности горожан в конкретной локации, индекс центральности/значимости районов города в период пандемии, доступность/дефицит коммерческих функций в различных районах, связность улично-дорожной сети, интегральный индекс комфорта велодвижения, типология транспортных хабов, выявление потенциальных "точек роста" для малого и среднего бизнеса.

ЕАБР подводит итоги конкурса цифровых решений по борьбе с COVID-19 - видеомост

Об источниках данных

Публичный интерфейс Almaty Mobility Monitor основан на агрегированных GPS-данных, собранных из мобильных приложений граждан, которые согласились поделиться информацией о своей геолокации. Данные собираются брокерами с помощью программного обеспечения, объединяющего сигналы GPS, Wi-Fi-соединения и сигналы сотовой связи.

Данные GPS имеют уникальный уровень детализации в пространстве и непрерывны во времени. Главным преимуществом GPS является глобальный характер, что дает возможность сравнивать города и страны друг с другом. Обработка GPS-данных для Almaty Mobility Monitor соответствует всем соответствующим стандартам конфиденциальности. Для открытого интерфейса используются только агрегированные данные, что гарантирует анонимность - данные не могут быть идентифицированы даже при сравнении с другими наборами данных. Сервис предоставляет доступ к агрегированным данным, что обеспечивает защищенность и безопасность данных пользователей.

Как развивался проект

Проект развивался в нескольких направлениях.

Коммерческие объекты - Ттрговые центры и уличные продажи представляют особую группу риска в период кризисов, поэтому нуждаются в более тщательном планировании графиков посещения различными целевыми группами.

"Сильные" центральные ТЦ, то есть те, которые не потеряли в ранге центральности в период пандемии – Silk Way, Mega Park, Зеленый базар.

Периферийные ТЦ, ставшие локальными во время карантина – Sputnik, ADK.

Слабые ТЦ на границах центра – Globus, Promenade.

Общественные пространства и парки. Разработана типологизация парков города, для каждого типа парков предложены возможные стратегии функционирования в период карантина.

Транспортно-пересадочные узлы. Выявлены типы транспортных узлов, где центральный тип соответствует наиболее оживленному центру города, центры второго порядка — крупные транспортные объекты (авто- и ж/д вокзалы, аэропорт), торговые комплексы и многоэтажные жилые массивы, полупериферия — локальные центры притяжения, переходная форма периферий.

Пешеходизация города. Проанализирован планируемый к закрытию квадрат улиц, который имеет самый большой потенциал пешеходизации (по значимости места и рангу центральности), но также и самый высокий риск для системы улиц (самая высокая потеря связности улиц города для автомобилей по результатам моделирования).

Велоструктура. Проведен анализ данных о поездках на велосипедах байкшеринга Almaty Bike за 2019-2020 год. Была составлена матрица поездок за два года и на ее основе были смоделированы наиболее используемые веломаршруты пользователей Almaty Bike.

Три главные проблемы, с которыми образование столкнулось в пандемию

Как будут использовать карты

"Результатом стало моделирование наиболее востребованных веломаршрутов пользователей AlmatyBike, что послужит хорошей основой при разработке сети велодорожек/велополос города", - говорит глава управления цифровизации.

Чтобы стимулировать использование геопространственных данных жителями города, запущена публичная карта, которая отражает изменение городской мобильности в период COVID-19, когда кардинально поменялись отношения горожан с пространством.

"Инструмент позволяет посмотреть на исторические данные об изменении мобильности горожан во время первой и второй волн короновирусной инфекции в период с марта по ноябрь 2020 года, использовать их для подготовки аналитики при принятии решений о развитии инфраструктуры города", – сказал Конирбаев.

Такая информация может послужить основой для анализа потоков общественного транспорта и поможет выявить смещающиеся области высокого спроса в социальной и инженерной инфраструктуре Алматы, а также влияние меняющейся городской мобильности на частный бизнес.

"Подобный мониторинг мобильности населения полезен как городской администрации и предпринимателям для принятия управленческих решений на основе анализа данных, так и горожанам для мониторинга и анализа ситуации на уровне своего района или всего города и в том числе планирования повседневной активности", - добавил Баян Конирбаев.

Вместе с тем предложенные дата-сеты могут помочь исследовательским центрам и университетам, предоставляя данные для более детального изучения последствий пандемии и разработки адаптационных мер.

Стоит отметить, что карта больше несет рекомендательный характер, ее можно использовать как дополнительный ресурс.

Со всеми картами можно ознакомиться на сайте управления цифровизации Алматы digital-almaty.kz.

Лента новостей
0