НУР-СУЛТАН, 6 ноя — Sputnik. Законопроекты по противодействию насилию в семьях стали предметом острой полемики в Казахстане. Разработчики законов считают, что в нынешней редакции меры профилактики против насилия не работают, и их нужно менять. Их оппоненты называют предлагаемые меры "репрессивными".
Почему домашнее насилие остается безнаказанным - министр Тургумбаев
Речь о трех законопроектах:
- "О противодействии семейно-бытовому насилию";
- "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия семейно-бытовому насилию";
- "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав ребенка".
Все они на обсуждении, в них вносятся поправки. Окончательное решение не принято.
Кто выступает против законопроектов и почему
Дина Садердинова – одна из основателей Telegram-канала "Единство осознанных КЗ". Она запустила петицию "Родители Казахстана против ювенальной юстиции", также идет сбор "живых" подписей в городах.
В эксклюзивном интервью Sputnik Казахстан она заявила, что, по ее мнению, эти законопроекты "дискриминируют естественные права родителей на воспитание детей".
За что собирают подписи
Садердинова считает, что "институт семьи могут разрушить по доносу или по предположению без суда и следствия".
Возмущение вызвали следующие формулировки из законопроекта "О противодействии семейно-бытовому насилию":
- "Граждане, ставшие свидетелями семейно-бытового насилия, имеют право сообщить об этом в органы, наделенные функциями по профилактике и пресечению семейно-бытового насилия" (Пункт 3 статьи 23);
- "В целях обеспечения безопасности пострадавшего и при отсутствии оснований для производства административного задержании начальниками территориального органа полиции, местной полицейской службы органа внутренних дел, их заместителями, участковым инспектором полиции либо инспектором по делам несовершеннолетних выносится защитное предписание с учетом мнения пострадавшего" (Статья 28);
- "В случае совершения насилия в отношении несовершеннолетнего в семейно-бытовой сфере, когда имеются основания полагать, что оставление и не применение мер защиты ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетнего, органы внутренних дел доставляют его в организацию, осуществляющую функции по защите прав ребенка для временного пребывания, до решения вопроса о его дальнейшем содержании либо устройстве на основании рапорта должностного лица органов внутренних дел" (Пункт 1 статьи 35);
- "Не допускается оставление за родителями права на совместную опеку над несовершеннолетним, при наличии обоснованного предположения о совершении семейно-бытового насилия к несовершеннолетнему со стороны одного из родителей" (Пункт 6 статьи 36).
"Государственные органы могут вмешиваться в дела семьи под любым благовидным предлогом защиты детей. По сигналу любого третьего лица представители госорганов могут на свое усмотрение изъять ребенка или родителей из семьи на 30 суток. На основании каких-либо предположений об угрозе родителей могут лишить родительских прав", - заявила она.
Она считает, что сотрудники органов внутренних дел "на основании рапорта о доставлении ребенка могут самостоятельно решить вопрос отобрания ребенка".
"По нашему мнению, в нашем государстве внедряется механизм силового отбирания детей", - сказала она.
Саин прокомментировала вопиющий случае избиения детей
Активист также опасается принудительного назначения психокоррекционных программ. Речь о 18 пункте статьи 10 (Компетенция органов внутренних дел) законопроекта "О противодействии семейно-бытовому насилию": "Обеспечивают привод лиц, совершивших семейно-бытовое насилие и состоящих на профилактическом учете, в медицинское учреждение для прохождения психокоррекционной программы".
"Семейная ссора, любой семейный конфликт может закончиться психиатрическим стационаром для родителей", - заявила Садердинова.
Также она против закрепления понятия "право на половую свободу" (в формулировке "сексуальное насилие - умышленное противоправное действие, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу человека") и против того, чтобы "на чей-то глаз" определялось, "насколько родитель выполняет свои обязанности по материальному содержанию детей".
Общественники заявили о домогательствах к детям в семье в Кызылорде
Здесь речь о пункте 8 статьи 1 законопроекта "О противодействии семейно-бытовому насилию": "Экономическое насилие – умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды, имущества, средств, на которые он имеет предусмотренное законом право".
"Возможно, что даже из-за отсутствия нормы минимальной площади жилья на каждого члена семьи могут лишить родителей прав опеки над ребенком", - пришла к выводу активист.
В петиции заявляется, что "за шлепок своему ребенку родителя могут привлечь к уголовной ответственности".
Активисты возмущены тем, что в законопроект "О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия семейно-бытовому насилию" предлагают включить в уголовный кодекс статью 109:
"Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью, наказывается штрафом в размере до 500 месячных расчетных показателей (1,4 миллиона тенге или около 250 000 рублей) либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 300 часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок".
Противники законопроектов видят в предлагаемых нормах "расставленные капканы для родителей, которые будут всегда виноваты по умолчанию".
Буллинг начинается в семье – эксперт
"Петицию, которую мы составляли вместе с юристами, "Родители Казахстана против ювенальной юстиции", подписали около 12 тысяч человек. Мы параллельно собираем "живые" подписи, пишем письма через Egov – в администрацию президента, депутатам мажилиса, основным разработчикам, инициативной группе депутатов. Нашу гражданскую петицию мы сейчас запускам в город Нур-Султан, в администрацию президента в кратчайшие сроки", - сообщила Садердинова.
Что ответили разработчики законопроекта на критику
Депутат мажилиса Айгуль Нуркина – одна из инициаторов и руководитель рабочей группы по обсуждению законопроектов "О противодействии семейно-бытовому насилию" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия семейно-бытовому насилию".
Пытался утопить ребенка в унитазе: зэк истязал жену и детей на юге РК
За время обсуждения законопроектов некоторые предложения членов группы не нашли поддержки либо по ним не была выработана единая позиция, сообщила Нуркина Sputnik Казахстан.
Полная криминализация и половая свобода?
"К примеру, была предложена полная криминализация семейно-бытовых нарушений, то есть предусмотреть только уголовную ответственность. Однако, правоохранительные органы и суды не поддержали предложение о полной криминализации и предложили сохранить как административную, так и уголовную ответственность с учетом разной степени опасности и последствий совершенных нарушений", - сказала Нуркина.
Всплеск бытового насилия во время режима ЧП признали в Казахстане
Рабочая группа также исключила из законопроекта термин "половая свобода".
В первоначальной редакции законопроекта "О противодействие семейно-бытовому насилию" было указано: "Не допускается оставление за родителями права на совместную опеку над несовершеннолетним, при наличии обоснованного предположения о совершении семейно-бытового насилия к несовершеннолетнему со стороны одного из родителей". Сейчас вторая рабочая группа обсуждает эту редакцию - возможно, она будет изменена или удалена, окончательное решение еще не принято.
Сможет ли полиция изымать детей по доносам третьих лиц
"Это ложное утверждение, что якобы "за донос" полиция будет изымать детей", - заявила ученая-юрист по правам человека, доктор права (PhD), член рабочей группы по разработке законопроекта "О противодействии семейно-бытовому насилию" Халида Ажигулова.
"Когда полиция получает звонок о возможном семейно-бытовом насилии, то выезжает на проверку, а не чтобы автоматически изъять ребенка из семьи. Но если полицейский подтверждает, что ребенок находится в беспомощном состоянии или что-то угрожает его жизни и здоровью, он не может просто оставить ребенка в опасности и уехать", - уточнила Ажигулова.
Женщину избили, ребенка оставили в опасности: главу МВД просят разобраться
Органы опеки работают только днем, они не выезжают по ночам, в праздники, в выходные, а полиция работает круглосуточно, отметила юрист.
"Если такие случаи происходят в нерабочие, праздничные дни или в нерабочее время ночью, в таких случаях защитить ребенка могут только органы полиции, которые не по доносу, но на основании фактического обнаружения ребенка в беспомощном состоянии или состоянии, опасном для его жизни и здоровья, имеют законные полномочия доставить ребенка в центр адаптации для несовершеннолетних", - добавила она.
В Казахстане не в каждом населенном пункте есть органы опеки и попечительства, отметила Халида Ажигулова.
"В частности, их нет в селах, а до ближайшего района может быть 100-150 километров. И когда полицейский обнаруживает ребенка в опасном состоянии в таком удаленном населенном пункте, нелогично будет вызывать органы опеки и ждать, когда они приедут. Время может быть упущено, а ребенку могут быть нанесены серьезные травмы. Поэтому полиция также не может оставить ребенка в семье, но временно доставляет его в безопасное место", - сказала она.
Могут ли у родителей отнять ребенка за шлепок
"Не стоит сеять панику о том, что детей будут отнимать у родителей за "шлепок", за "непомытую посуду", "не купленные телефоны", - заявила Айгуль Нуркина. Она отметила, что в стране совершенствуются действующие нормы, которые работают с 2011 года ("Кодекс о браке (супружестве) семье").
"Поцелуй" тирана, или Почему в Казахстане молчат о домашнем насилии
"Они ни у кого никогда за эти годы не вызывали вопросов. Покажите хотя бы одну семью, где забрали ребенка в детский дом за то, что родители, например, не купили ему новые кроссовки. Хочу еще раз подчеркнуть, цель законопроекта - не разрушать семейные ценности, а защитить тех, кто нуждается в помощи".
Рабочая группа не рассматривает вопрос о расширении действующих оснований лишения родительских прав, подчеркнула Нуркина.
"Заявление некоторых граждан, выступающих против законопроекта, со ссылкой на то, что "по сигналу любого третьего лица без судебного расследования представители госорганов могут на свое субъективное усмотрение отлучить родителя от семьи на 30 суток", мягко говоря, не соответствует действительности. Речь идет об установлении особых требований к поведению правонарушителя. Оно назначается исключительно только судом", - ответила депутат Нуркина.
Грозит ли уголовное наказание за шлепок ребенку
Законопроект "О противодействии семейно-бытовому насилию" не предусматривает уголовной или административной ответственности за шлепок, заявила ученая-юрист по правам человека, доктор права (PhD), член рабочей группы по разработке законопроекта "О противодействии семейно-бытовому насилию" Халида Ажигулова.
"Уголовная и административная ответственность уже предусмотрена за умышленное совершение насильственных действий в отношении любого лица, включая детей, которые привели к причинению физической боли или легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. То есть, если действия любого лица совершаются с умыслом причинить физическую боль и вред здоровью и, как следствие, был причинен вред определенной тяжести, то они подпадают под уголовную или административную ответственность", - сказала Ажигулова.
С ней согласны адвокат Таир Назханов и юрист Ника Пасечникова. Они не входят в рабочую группу, но согласились прокомментировать нормы законопроектов для Sputnik Казахстан.
В МВД рассказали о причинах отмены штрафов за домашние побои
"И без этих законопроектов родителей могли привлечь к административной ответственности за шлепок ребенку", - ответил Таир Назханов.
По действующему законодательству, побои – это совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью, сказали эксперты.
"По своей сути шлепок является побоями, поэтому привлечь к административной ответственности родителя за шлепок ребенку можно", - отметили юристы.
Однако в проектах законов содержится предложение о возвращении в уголовный кодекс статей "Побои" и "Умышленное причинение легкого вреда здоровью", которые ранее, в 2017 году, были декриминализованы, уточнили они.
Домашним тиранам отменили штрафы - об этом просили их жертвы
"В перспективе видится возможность привлечения таких родителей к уголовной ответственности. На вопрос, может ли считаться шлепок ребенку нанесением легкого вреда здоровью, однозначного ответа нет. Характер и степень вреда здоровью определяют медики, поэтому все будет зависеть от ситуации", - ответили юристы.
Впрочем, предложение о криминализации статей о побоях и причинении легкого вреда здоровью может быть отклонено - и в свете гуманизации уголовного законодательства, вероятность этого высока.
Кого будут отправлять на "психокоррекционную программу"
Понятие "медицинская психологическая коррекционная программа" доработано в рабочей группе и звучит как "Программа комплексной медико-психологической помощи".
"Она представляет собой комплекс мероприятий по оказанию медицинской, психологической помощи, направленных на коррекцию деструктивных форм поведения личности через формирование и закрепление способов эффективного взаимодействия с окружающими его людьми", - отметила юрист рабочей группы Халида Ажигулова.
Программу будет разрабатывать министерство здравоохранения. Обязать пройти программу может только суд. Участковый будет вправе лишь предложить пройти такую программу правонарушителю.
Что такое ювенальная юстиция и есть ли она в Казахстане
Понятие ювенальная юстиция уже давно применяется в Казахстане, отметила Халида Ажигулова.
В 2008 году приняли концепцию развития системы ювенальной юстиции в Казахстане на 2009-2011 годы. По этой концепции, ювенальная юстиция означает систему органов и учреждений, осуществляющих правосудие по делам несовершеннолетних. Цель этой системы – обеспечить защиту прав несовершеннолетних во время следствия и судопроизводства.
Ежегодно тысяча казахстанцев лишается родительских прав – МВД
"Законопроект "О противодействии семейно-бытовому насилию" не имеет ничего общего с вопросами ювенальной юстиции, так как он не касается вопросов следствия и судопроизводства по делам несовершеннолетних, но направлен только на профилактику и предупреждение бытового насилия", - сказала Ажигулова.
Анализ многих критических замечаний в адрес законопроекта в последний месяц показал, что "практически все они являются либо ложными, либо манипулятивными, основанными не на научных фактах и юридических аргументах, а на субъективных домыслах и мнении отдельных сограждан, считает она.
По просьбе депутата мажилиса Айгуль Нуркиной приводим полные ее ответы на вопросы Sputnik Казахстан.