Экс-глава Минобразования указал на ухудшение качества школьных учебников

© Sputnik / Абзал КалиевУчебники, иллюстративное фото
Учебники, иллюстративное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
Сенатор обратился на имя главы Кабмина с просьбой пересмотреть подход в процессе создания школьных программ и учебников и заявил о важности решения системных проблем, существующих в отрасли долгие годы

НУР-СУЛТАН, 5 ноя — Sputnik. Бывший министр образования и науки, а ныне депутат сената Бакытжан Жумагулов назвал актуальные проблемы, существующие в сфере написания школьных учебников.

Сенатор подчеркнул, что знает систему изнутри, поэтому может с уверенностью говорить об ухудшении качества школьных учебников.

Депутат напомнил, что казахстанские учебники, кроме истории Казахстана, казахского языка и литературы, начали разрабатываться только с 1996 года с принятием целевой программы. Разработкой начала заниматься КАО имени Алтынсарина (Казахская академия образования, ныне Национальная), привлекая ученых вузов. При этом отсутствие опыта, устаревшее научно-методическое обеспечение еще советского периода без учета изменений целей и методов образования, по словам Жумагулова, привели к неутешительным результатам.

В итоге разработка была передана в конкурентную среду, издательствам. Депутат напомнил, что базовыми документами для разработчиков стали государственные общеобязательные стандарты образования и программы, которые были приняты в 2002 году, а в 2010 году в них были внесены изменения.

В Казахстане предлагают создать базовый учебник по истории страны

С учетом плавного перехода на 12-летнее обучение в 2012 году были также внесены изменения. К этому времени учебники уже переиздавались в третий раз. В связи с имеющейся на тот момент критикой было проведено законодательное уточнение и усиление требований к разработке, изданию, апробации и мониторингу учебников.

"Критика учебников была всегда, но такой критики, которая началась с 2016 года, до тех пор не было. Почему? Был осуществлен резкий переход на обновленное содержание образования, основанное на Кембриджской модели и внедренное практически без апробации. В этой обстановке учебники писались наспех, ежегодно внедрялись по три класса, программы не обсуждались, авторы и эксперты не имели соответствующей подготовки и опыта. При этом учебные программы предметов в корне отличались от устоявшейся модели", - отметил парламентарий, зачитывая депутатский запрос на имя главы правительства.

Сенатор указал и на то, что структура и содержание учебников претерпели глубочайшие изменения, которые на себе испытывают учителя, школьники и родители, ежедневно указывая на ошибки в книгах.

"Общество активно критикует тексты учебников, грамматические ошибки, иллюстрации. Это справедливо. Однако считаю, что глубинная причина недостатков кроется в самих стандартах и учебных программах, на основе которых создаются учебники. Не было необходимых исследований, выработки методологических основ проектирования нового содержания и концепции учебных предметов и образовательных областей", - уточнил депутат.

Ошибки в учебниках: кто виноват и когда их исправят - ответ Минобразования

Системные проблемы в сфере школьных учебников

Жумагулов подчеркнул, что учебные программы разрабатывались в полном отрыве от разработчиков учебников. Тогда как без качественных программ невозможно создать качественные учебники. Сенатор выразил мнение, что одной из причин подобной ситуации является низкая остепененность и мизерная заработная плата сотрудников Национальной академии образования имени Алтынсарина, являющейся разработчиком этих нормативных документов.

Также депутат отметил, что необходимо поднять на новый уровень экспертов учебных изданий. Разработать методику повышения их квалификации, определить нужную компетенцию и степень их ответственности.

"Практически все издательства привлекают к написанию учебников ученых из вузов, учителей и методистов из школ. Все привлеченные авторы имеют основную работу, творческих отпусков для них нет. А ведь написание учебника требует серьезных усилий и времени", - сообщил сенатор.

Также депутат обратил внимание на вопрос терминологии. По его мнению, сейчас казахстанские лингвисты сами не могут прийти к единому мнению в вопросах применения некоторых научных терминов. Как следствие, использование авторами нескольких аналогов одного термина приводит к путанице. Для устранения этой проблемы парламентарий предложил провести масштабную работу по утверждению терминов, приемлемых к использованию в учебной литературе.

Также депутат предложил внедрить этап обсуждения предложенных разработок, своего рода профессиональную экспертизу с привлечением авторских коллективов, издателей и педагогического сообщества.

"Әліппе" начнут внедрять в школах Казахстана с января 2021 года

Лента новостей
0