НУР-СУЛТАН, 29 мар — Sputnik. Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой рассказал Sputnik Казахстан о будущем театров на постсоветском пространстве, в том числе и в Казахстане, а также о проблемах, с которым сталкиваются деятели искусств.
Театр исчезнет, когда из него исчезнет живой артист
Будущее театрального искусства на постсоветском пространстве будет таким же, каким оно будет во всем мире, считает Швыдкой.
Говоря о будущем, Швыдкой заметил, что многие связывают его с развитием технологий.
"Мне кажется, театр будет играть ту самую уникальную роль в будущей культуре, как книга. Все, что связано с живым общением, общением живого с живым, это будет иметь жизненно важный и раритетный смысл", - считает Швыдкой.
Зефирный Жора на сцене ARTиШОКа - подарок алматинским зрителям
Вместе с тем, по его словам, театр также будет развиваться в сторону слияния с мультимедией.
"Это будет театр более коммерческого свойства, потребительский. Но также будет существовать театр более высокого свойства, который связан с живым артистом, живым чувством, живой мыслью", - добавил Михаил Швыдкой.
Главная проблема - подготовка кадров
Отвечая на вопрос о том, с какими проблемами сталкиваются театры в странах Содружества независимых государств, государственный и культурный деятель отметил, что ситуации в театрах СНГ складываются по-разному. Казахстан он причисляет в разряду благополучных стран.
Вместе с тем сложности возникают не только с подготовкой артистов, но и режиссерскими профессиями, с хореографией, а также со специалистами, связанными с IT-технологиями.
Билеты в театр подорожали на 5% в городах Казахстана
"Это люди, которые работают с компьютерными программами, спецэффектами. Звукорежиссеры, звукооператоры, световой дизайн - все они должны быть компетентны в IT-технологиях. Сегодня растет число технологий в театре, даже свет рукой не поправишь, а на рынке "айтишник" стоит дорого, и поэтому в учреждение культуры такие специалисты не идут. Рабочая сила становится дорогой. Это все требует новых специальностей и новых средств, конечно", - поясняет Швыдкой.
Кроме того, есть сложности, связанные с театральными профессиями второго ряда, - макетчиками, бутафорами, костюмерами.
Потребность в театре должна исходить от людей
Если ситуация в столичных театрах, которым достаются лучшие кадры и внимание публики, складывается хорошо, то небольшим коллективам в регионах все сложнее привлечь зрителя и сохранить театр.
"Это вопрос городской. Такие театры зависят от востребованности у публики. Не просто государство должно их силой содержать, это потребность, которая существует у горожан. Если горожане хотят, то они будут биться за свой театр до конца. Но для этого театр должен быть нужен. Наличие театра в городе меняет всю общественную жизнь. Это как университет. Томас Манн когда-то написал, что театр - это место, где толпа превращается в народ", - говорит Швыдкой.
Как выживают в реальной жизни актеры театра в Алматы
Он напомнил, что спустя 20 лет после основания Одессы горожане потребовали, чтобы был театр.
"Именно театр превращает город во что-то осмысленное и культурно-адекватное самому себе. Поэтому, с моей точки зрения, это не вопрос финансирования, а вопрос понимания того, что город без театра - это совсем другой город. Городские, муниципальные бюджеты должны это понимать", - подчеркнул Швыдкой.
Театр связывает Россию и Казахстан
Говоря о Казахстане, спецпредставитель президента России отметил, что за годы независимости и правления первого президента Нурсултана Назарбаева страна расцвела в культурном плане.
"Построены новые культурные учреждения в Астане, нынешнем Нур-Султане. Это и оперный театр, и новый балет, и заментальная хореографическая академия. Получила развитие инфраструктура культурной жизни в Алматы. Создавались новые коллективы в регионах", - указал Швыдкой.
Критики в восторге от таланта казахстанской оперной дивы
По его мнению, правительство Казахстана немало вкладывает в развитие культуры как в столице и мегаполисах, так и в регионах. Казахстан находится в приличном тренде развития культурной жизни.
Швыдкой обратил внимание на то, что культурная сфера наиболее чувствительна для взаимоотношения народов России и Казахстана.
"Сейчас происходят очень позитивные процессы. В частности, совсем недавно, в феврале, были подписаны соглашения между Большим театром России и оперным театром Казахстана, происходят регулярные гастроли как казахстанских артистов в России, так и российских в Казахстане. У нас проходит много совместных музейных мероприятий, библиотечных, хорошо развиваются академические обмены - недавно был большой ректорский форум и впереди еще один", - указал он.
Как Sputnik помог юному скрипачу открыть Большой театр
Швыдкой отмечает большую потребность в обмене современным искусством, новыми художественными и творческими идеями, важность приграничного взаимодействия. И отмечает, что у двух стран большие перспективы в сотрудничестве.