Во-первых, можно радоваться тому, что Год молодежи в Казахстане может открыть новые имена в театральном сообществе. А может расшириться список существующих национальных театров - узбекского, уйгурского, корейского, немецкого. Говорить только о радостях, упуская явные проблемы не только художественные, но и материальные, было бы несправедливо. Попробую пройтись по острию закулисной жизни современного казахстанского театра и вспомнить то, что называется традицией и классикой.
История театрального искусства Казахстана
Казахская театральная драматическая традиция, как и кинематограф, и профессиональное музыкальное образование, возникла с приходом советской власти. Главная функция театра тогда заключалась в культурной агитполитической роли.
Здесь невозможно не вспомнить об основе драматургических традиций, на которых до сих пор стоит не только казахский, но и казахстанский театр. Именами великих казахских писателей и поэтов названо множество театральных заведений в стране. Имя Жусипбека Аймауытова носит казахский музыкально-драматический театр в Павлодаре, Мухтара Ауэзова – театр в Алматы, а под именем Жумата Шанина работает казахский драматический театр в Шымкенте.
Тогда, в начале XX века, на сцену взошли звезды Амре Кашаубаева, Калыбека Куанышпаева, Елубая Умурзакова, Капана Бадырова, Шакена Айманова, Курманбека Жандарбекова, Куляш Байсеитовой, Шары Жиенкуловой, Амины Умурзаковой. И все они блистали в образах не только классических литературных, но и близких народу фольклорных сказителей - батыров, красавиц и обманщиков.
Постепенно театр совершенствовался, оттачивая мастерство национальных кадров приобретенным опытом эвакуированных в годы Великой Отечественной войны мастеров сцены.
Многие из выпускников мастерских казахстанских мэтров Асанали Ашимова, Рубена Андриасяна, Есмахана Обаева, Юрия Ханинги и других сегодня работают в актерской сфере театра и кино Казахстана.
Но многих ли молодых специалистов режиссуры, драматургии, сценографии вы сегодня встретите, пролистывая программки спектаклей?
Театры Казахстана в XXI веке
Говоря о современном положении театрального искусства Казахстана, можно представить его как маленькое "царство-государство". В нем все прекрасно, потому что все по-разному. Здесь представлен и традиционный драматический государственный уклад по всем языковым и возрастным направлениям, и независимое движение лицедейских мастеров и театральных лабораторий.
У каждого театра есть свой пул поклонников. И, как вы могли догадаться, это все – только про Алматы. В скобках с перечислениями характеристик райских театральных домов поставьте сами очень известные имена "плодоовощных" ("АРТиШОК") и цифробуквенных сцен (28theatre). Что касается остальных регионов Казахстана – это великая культурная пустошь. Всё достаточно мирно и застойно, за исключением некоторых всплесков. Например, Темиртау, когда их ТЮЗ взорвался постановкой "RE: ОБЛОМОВ", но это скорее личное достижение продюсера и драматурга Ольги Малышевой.
В одном из интервью сама Ольга отмечала, что к нам все тенденции приходят с десятилетним опозданием, что, в общем-то, объясняет более длительный срок отставания, например, в Нур-Султане. Хотя и здесь приятные моменты случаются. В русском театре драмы имени М. Горького это происходит, когда приезжает заграничный режиссер, или в казахском театре имени К. Куанышбаева - когда интерпретируют острый материал типа Кизи.
К сожалению, ни один вуз в Казахстане не готовит художников по свету – специалистов, без которых театр был бы лишь плоскостью. Служенье муз не терпит суеты, но терпит низкие оклады. Молодые кадры проходят тщательный отбор не только способностью пробиться в устоявшийся традиционный строй театра, но и возможностью удержаться в нем во временах и нравах.
На невидимых фронтах постановочных и планировочных цехов за крошечные зарплаты работают старожилы театра. А если таковых уж и нет, то бесконечная текучесть кадров обеспечена стопроцентно и по той же причине. Здесь разговоры про среднюю заработную плату в полмиллиона – это смех сквозь слезы. Конечно, речь идет о муниципальных или государственных театрах. И это касается всего коллектива.
Актерское мастерство в Казахстане оттачивается в "колыбелях" Асанали Ашимова и Евгения Обаева в Алматы. Кузница кадров есть и в Нур-Султане – это мастерские "Кыз-Жибек казахского кино" Меруерт Утекешевой, народной артистки Гульжан Аспетовой, мастеров сцены А. Омара, Лейлы Бекназар, Сергея и Натальи Матвеевых.
Кто из нас не любит красавца Берика Айтжанова, который недавно предстал перед зрителями в образе доктора Астрова в спектакле "Менің сүйікті ағатайым" (что поставлен по чеховскому "Дяде Ване")?
Кто не любуется талантливой и многогранной Алтынай Ногербек в постановке "7+1" (по роману Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом")?
А "Евгений Онегин" ‒ результат коллаборации российских постановщиков и труппы столичного театра имени М. Горького - держится весь на молодежном составе труппы. Он свеж и прекрасен.
Было бы здорово застать момент, когда наши молодые режиссеры или актеры, или наши талантливые и тончайшие драматурги будут там, за рубежом, позиционировать и культивировать традиции открытой души и мудрости степного народа, не пряча их за банальным орнаментом, с гордостью представляя в характерах современников.
Сходите на спектакль, погрузитесь в эту магическую атмосферу иллюзий и грез и почувствуйте искреннюю любовь тех, кто служит театру, а не работает в нем.
Когда придете в театр, взгляните пристальнее на старые блеклые стены, обратите внимание на волнение, скрываемое улыбками. Наконец, улыбнитесь тому, кто принял ваши вещи в гардеробе. Ведь театр начинается не с вешалки, а с вас самих.