Дерзкое убийство Валерия Проскурякова в октябре 2011 года заставило полицию области работать в авральном режиме. Шутка ли – убит крупный партийный функционер. Убит дерзко, выстрелом в упор, во дворе многоквартирного жилого дома. Кто расправился с известным в Восточно-Казахстанской области человеком и за что, предстояло выяснить в самые короткие сроки.
Единственный выстрел стал смертельным
Ранним утром 13 октября 2011 года во двор дома 93 по улице Кабанбай батыра города Усть-Каменогорска заехала ничем не примечательная автомашина "Волга". Из нее вышел седой мужчина и быстрым шагом направился в подъезд. Водитель машину не глушил, и было понятно, что надолго визитер не задержится. И действительно через несколько минут визитер быстрым шагом шел назад.
Водитель "Волги", несмотря на то, что все произошло в считанные секунды, сориентировался быстро и бросился вслед за стрелком. Но преследование оказалось недолгим. Заметив погоню, преступник открыл огонь и, побоявшись за свою жизнь, мужчина преследование прекратил.
Вернувшись к машине, водитель обнаружил, что его пассажир мертв и тут же позвонил в полицию и на всякий случай в скорую помощь. Позже врачи скажут, что смерть наступила мгновенно.
Личность убитого приехавшие на место происшествия полицейские установили сразу. Им оказался Валерий Проскуряков – человек в городе известный, в первую очередь, своей кристальной честностью. На момент убийства он возглавлял Комитет партийного контроля филиала партии "Нур Отан" Восточно-Казахстанской области. А до этого руководил Дисциплинарным советом областного филиала партии, где его главной задачей была борьба с коррупцией в чиновничьей среде.
Кстати, именно месть за профессиональную деятельность на первое время и станет основной версией убийства, которую будут отрабатывать полицейские.
Дерзкое убийство на контроле на самом "верху"
Свидетелей убийства в ранний час оказалось не много. Но, тем не менее, с их помощью удалось составить фоторобот стрелявшего, который тут же разослали по всем полицейским подразделениям республики. Однако этого было слишком мало. Под неброское описание "мужчина лет тридцати среднего роста, европеец" и по рисованному портрету можно было задерживать каждого десятого мужчину в городе. То есть по факту у местных полицейских не было практически ничего. Кроме особо контроля, на который расследование дела тут же взяли первые руководители министерства внутренних дел.
Все дела Проскурякова, в которых он принимал участие в последние несколько лет, подняли и тщательно проверили. Но не нашли ни единого следа, ни одной ниточки.
Никуда не привела и вторая версия, отработанная операми. В коммерческой деятельности, которой Валерий Проскуряков занимался до своего прихода на государственную службу, тоже не было ни единого темного пятна. Все его партнеры не имели с ним конфликтов, а сделки проводились исключительно открыто и в рамках закона.
Следствие зашло в тупик.
Кем оказались заказчик и киллер
Информаторы полицейских в городских криминальных кругах только разводили руками. Ни о стрелке, ни о причинах, по которым он пошел на убийство, никто и ничего не знал. Именно тогда стражи порядка предположили, что убийца мог быть "залетным", то есть гастролером, который выполнил заказ и благополучно исчез из региона.
Анатолий Метелев и Константин Колесник были людьми совершенно разными. Метелев – в криминальных кругах больше известный как рецидивист "Метеля" — был алкоголиком и наркоманом. А вот Колесник в связях, его порочащих, ранее замечен не был. Единственное, что связывало обоих – желание быстро обогатиться, при этом не утруждая себя работой.
Сразу после задержания и Метелев и Колесник стали давать показания, не скрывая, зачем и как совершили убийство. А еще рассказали, где купили пистолет и как следили за жертвой.
Качество и педантичность в подготовке убийства оперативники оценили. Преступники, казалось, предусмотрели все: маскировку, пути отхода, алиби. Но… Произошла ошибка. Исполнитель убийства Колесник, нервничая, перепутал объект и ликвидировал не того человека, на которого получил заказ.
Следователи установили предысторию роковой ошибки
Следствие быстро выяснило, что жертвой наемного убийцы-рецидивиста "Метели" должен был стать известный в Усть-Каменогорске бизнесмен Владимир Еловиков. Мужчина владел популярной в городе и приносящей хороший доход гостиницей. Но при этом своими доходами не хвастался и жил с семьей вполне скромно, в обычной усть-каменогорской многоэтажке. Именно в этот дом в то утро приехал Валерий Проскуряков.
Вызванный на допрос бизнесмен Еловиков не сильно удивился тому, о чем ему рассказали полицейские. По его словам, в последнее время он и сам чувствовал, что его могут убить. И он даже назвал имя человека, которого подозревал — Дмитрий Баршин.
Как оказалось, еще в 2007 году Баршин занял у Еловикова крупную сумму денег для вложения в бизнес. На тот момент репутация Баршина в городе, как предпринимателя, ни у кого сомнений не вызывала. Он был управляющим сразу нескольких компаний, которые лидировали на рынке подводно-технических работ.
Как лидер в своей отрасли, Дмитрий Баршин не мог упустить объявленный государством тендер на проведение подводных работ. Однако для этого ему было необходимо приобрести специализированное судно. Не имея на это средств, а нужный корабль стоил четыре миллиона долларов, он и обратился за помощью к Еловикову.
Изучив все детали, Еловиков счел проект очень перспективным и согласился выступить гарантом затеи Баршина в банке. И, вроде бы, даже не ошибся. Но результаты изначально выигранного Баршиным тендера впоследствии аннулировали, найдя ряд нарушений.
Как только это произошло и Баршин оказался не в состоянии выполнять свои обязательства перед банком, финансисты церемониться не стали и списали сумму долга в четыре миллиона долларов со счета Еловикова, который выступил в сделке гарантом. Не желая терять репутацию порядочного бизнесмена, Баршин согласился на все условия своего партнера Еловикова и официально оформил с ним договор займа, пообещав вернуть деньги в кратчайшие сроки.
Единственный способ решения проблем
Как установит дальнейшее расследование, Баршин, может, и хотел вернуть деньги кредитору. Но вот только взять их было неоткуда. Даже когда Еловиков подал на бывшего партнера в суд.
Постоянно занимая у друзей и знакомых на содержание судна, Дмитрий Баршин окончательно погряз в долгах. Оказавшись в безвыходной ситуации, он принял, по его мнению, единственное правильное решение – устранить кредитора.
Исполнителей преступления, а сам пачкаться кровью Баршин не хотел, он нашел довольно быстро. Обратившись в одно из коллекторских бюро Карагандинской области, которым, кстати, командовал человек, ранее судимый, Баршин познакомился с неким Валерием Рыбаковым.
Личность Рыбакова в криминальных кругах была хорошо известна. "Одноглазый рыбак", так его величали собратья по криминальному промыслу, был фигурой известной и пользовался в воровском мире авторитетом благодаря своей беспринципности и жестокости.
С Рыбаковым Дмитрий Баршин быстро нашел общий язык, и выдумывать что-то, объясняя причину заказа, ему не пришлось. Однако, получив согласие "Одноглазого рыбака" и обговорив сумму вознаграждения за убийство Еловикова, Дмитрий не мог знать, что всю самую грязную работу тот перепоручит "Метеле".
"Эстафетная палочка": как готовилось убийство
Метелев с Рыбаковым водили давнее знакомство. Еще с тех пор, когда вместе отбывали очередной срок. Именно поэтому, выйдя из колонии, "Метеля", очень нуждавшийся в деньгах, и обратился за помощью к своему бывшему сокамернику. И, как оказалось, очень вовремя.
Однако Рыбаков, дорожа своим авторитетом, полностью устраняться от контроля за исполнением заказа не стал.
Привезя Метелева и Колесника в Усть-Каменогорск, он постоянно их контролировал: снял временное жилье, обеспечил транспортом и деньгами, показал фото бизнесмена и дал адреса работы и места жительства.
Слежку за жертвой Колесник и Метелев вели несколько недель. Но никак не решались на главный шаг – его убийство. При этом учитывая хорошие "командировочные", практически ежедневно они пили, гуляли по ресторанам и клубам, заказывали проституток на дом. Когда Рыбакова это окончательно взбесило, он определил точную дату выполнения заказа, тем более что Дмитрий Баршин сообщил ему, что Еловиков собирается вскоре уехать на отдых за границу и ликвидировать его нужно до этого момента.
К дому Еловикова Константин Колесник приехал рано утром. Чтобы не привлекать внимания, он встал поодаль от подъезда и стал ждать. По его же рассказам на следствии, он очень нервничал. Ведь ранее ничего подобного ему совершать не приходилось.
В то утро Валерий Проскуряков приехал к знакомым всего с одной целью – забрать путевки в один из санаториев Алматы, куда он собирался поехать с семьей. На выходе из подъезда киллер Колесник просто перепутал его с Еловиковым: издалека внешностью и телосложением убитый партфункционер был очень похож на человека, которого Колесник должен был "убрать".
Почему заказчик до сих пор на свободе
Активное сотрудничество обвиняемых в убийстве Валерия Проскурякова позволило завершить расследование в короткие сроки, и дело было передано в суд. В марте 2012 года Метелев и Колесник были осуждены к 15 и 20 годам лишения свободы соответственно.
Уже будучи экстрадированным в Казахстан, "Одноглазый рыбак" признался в организации покушения на бизнесмена Еловикова. В 2016 году его приговорили к 16 годам заключения. Кстати, Дмитрия Баршина, как заказчика убийства Еловикова, он так и не сдал, сказав, что расправу с предпринимателем ему заказали ранее неизвестные люди. Да и убивать, по его словам, они никого не хотели, а якобы намеревались просто попугать.
Во многом благодаря этому Дмитрий Баршин, который, по версии следствия, и является основным заказчиком убийства предпринимателя Еловикова, до сих пор не понес наказания. В России, гражданство которой он получил, его задерживали в 2013 году в Ставропольском крае. Но через некоторое время отпустили. По некоторой информации, сейчас он проживает в Подмосковье вместе с супругой и дочерью.