Что произошло в сельской школе в Туркестанской области
Случай, произошедший в селе Фирдоуси Туркестанской области 4 сентября этого года, стал первым в истории, когда в противостояние, чтобы не допустить беспорядков, пришлось вмешаться полиции.
Когда в первый день занятий в здание школы не допустили несколько десятков школьниц в платках, их недовольные родители попытались взять учебное заведение штурмом, с громкими криками и потасовкой с администрацией. Последним с помощью оперативно приехавших полицейских отбиться удалось, но возмущения и недовольство не прекращались еще несколько часов.
"В нашем государстве религия и школа разделены. И это указано в законе. Но некоторые этого не понимают, настроены агрессивно. Не раз разъясняли. И эта ситуация идет давно", – говорит Жанар Мамырова.
Директора школы поддержали и в министерстве образования, причем на самом высоком уровне. Министр Ерлан Сагдиев повторил, что по закону школьницы в платках к занятиям не допускаются.
Тем не менее для урегулирования конфликтной ситуации в Туркестанскую область была направлена специальная комиссия. Будет ли достигнут компромисс и к чему приведут переговоры, пока не известно.
Как происходило противостояние в прежние годы
Проблема ношения учениками в школах элементов одежды религиозной принадлежности остро стоит уже не один год. Попытки объяснить религиозным родителям, что школа в светском государстве, каким позиционирует себя Казахстан, полностью отделена от религии, проваливались одна за другой. Пока это не было закреплено законом, любые разъяснения ни к чему не приводили и все продолжалось как обычно.
Ситуация изменилась после того, как приказом министра образования №26 от 14 января 2016 года вопрос был четко регламентирован с формулировкой: "Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается".
Материалы об этом стали периодически появляться в республиканских СМИ, но по закону правым теперь всегда было министерство образования, которое требовало от администраций всех школ неукоснительного соблюдения правил.
Понимая, что в этом противостоянии ничего не добиться, сторонники ношения школьниками платков и хиджабов решили начать борьбу в юридической плоскости и стали массово подавать в суды, называя приказ антиконституционным.
Один из первых таких прецедентов произошел в Актюбинской области в январе 2017 года. В судебных разбирательствах участвовали сразу семь городских школ Актобе. И суд они выиграли. Мало того, родителей, которые к решению суда прислушиваться не собирались, предупредили, что их будут штрафовать за непосещение детьми занятий. Кстати, по данным городского отдела образования, после завершения судебного процесса, почти половина религиозных родителей закону подчинились и 162 девочки из 340 все же сняли платки и продолжили посещать школы.
Коран несет истину, но читают ее по-разному
Духовное управление мусульман Казахстана, хоть и невольно, но оказалось одним из участников конфликта, а точнее вошло в число примирителей враждующих сторон в вопросе ношения хиджабов и платков в школах.
Он отметил, что светское государство не должно запрещать людям верить в Бога, а наоборот, должно создавать все условия. Но при этом добавил, что правилам страны и закону нужно подчиняться.
"В школе есть свои правила, нужно это понимать. Когда человек выезжает на дорогу, он ведь тоже соблюдает ПДД. Так и здесь. По шариату мусульманка обязана носить платок с момента наступления созревания, с совершеннолетия. Это прописано в Коране. В последнее время были предложения о создании специальных школ, возможно, это поможет решить проблему. Родители, которые ставят перед собой цель дать хорошее образование ребенку, должны отнестись к ситуации с пониманием, я считаю", — добавил Серикбай кажы Ораз.
В другом своем интервью СМИ в Актобе, Верховный муфтий подчеркнул свою мысль о том, что родители решают за детей.
"Родители семи-, восьмилетних девочек, которые учатся в 1-м, 2-м, 3-м классах, неправильно распоряжаются их судьбами. Со временем эти дети должны сами сделать свой выбор, родители не должны настаивать на своем. Мы не должны лишать наших детей будущего. В первую очередь, за это ответственны родители и школа. В этом вопросе нужно найти компромисс, но при этом не нарушать религиозные устои", — отметил священнослужитель.
Серик Рысжанов — религиозный публицист, автор ряда работ по национальной идее казахов, первый казах, который перевел Коран на русский язык, не выезжая за границу и не попавший под влияние чуждой идеологии, открыто вступил в полемику со своими коллегами.
На сегодня его перевод Корана на русский уже прошел экспертизы в министерстве общественного развития Республики Казахстан. 28 августа этого года Рысжанов побывал на приеме у министра Дархана Калетаева, где после всех обсуждений получил положительное заключение по своей грандиозной работе.
Дословный и чуткий перевод Корана выявил ряд разночтений
"Исламские богословы утверждают, что ни один перевод не сможет передать точный смысл и красоту Корана. Переводчик Корана должен быть не только знатоком полуторатысячелетней истории толкования исламского Откровения, но и блестяще владеющим русским литературным языком", — отмечено в Википедии.
При этом перевод на русский язык, сделанный Сериком Рысжановым, имеет право на свою долю внимания, не меньшую, чем любой другой. А может и большую.
"Проанализировав все отрывки из Корана, где упоминается слово "хиджаб", так традиционно называют платок на голове женщины мусульмане, приходится констатировать, что это слово в Коране в качестве платка для верующей женщины не применяется", — утверждает Серик Рысжанов.
По словам переводчика-публициста, конкретным предписанием Бога для женщин в отношении их внешнего вида служит отрывок (сура 24:31), который призывает верующих женщин покрывалами закрывать разрез платья.
"Для того чтобы ясно показать предписание Творца именно о покрывале, а не о головном платке, в скобках оригинала показана транскрипция арабского эквивалента, которая образована от корня "хамара" и означает "покрывать, скрывать". Ни о каком головном уборе, а тем более повелении покрыть голову, речь не идет. До сих пор арабы этим словом обозначают разного рода предметы: шторы, материал, покрывало для стола или кровати и тому подобное", — объясняет Серик Рысжанов.
"О, Вестник, скажи твоим супругам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они сближали на себе свои платья (джаляябиибихинна). Это ближе, чтобы их узнали и не вызвали неприятные чувства. Бог – Прощающий, Жалеющий!" — приводит перевод Корана Рысжанов.
Слово "джильбаб", использованное в данном отрывке, по его словам, переводится с арабского языка, как "длинное платье, длинная рубашка, длинный халат". Но и в этом случае не идет речи о покрытии головы женщины.
Появление традиции ношения платка
Источником обязательства ношения платка на голове для верующих женщин служит дошедшая до нас с древних времен традиция. По словам Рысжанова, она появилась до ниспослания Корана.
Много лет изучая Коран и историю Ислама, у религиозного публициста не сомневается в том, что, как многим современникам Мухаммада, так и живущим в наше время, следовать правильным путем, обозначенным в Коране, мешала прежняя традиция. А ведь именно против нее и был направлен Коран. Почитание этой традиции, которая не изжита до сих пор, ученый называет неумением "отделить божественное от людского".
"Конечно же, запрещать носить платок никто не имеет права, однако и говорить, что это Предписание Бога, тоже никто не имеет права", — говорит он.
Место женщины в трактовке современных исламских течений
Отдельное внимание в своих научных работах Серик Рысжанов отводит месту женщины в большинстве современных исламских течений, которые чужды нашему обществу и стране. Для того чтобы показать это наглядно, публицист приводит ряд цитат из проповедей сторонников нового Ислама. Указывать источники цитат я не буду, хотя найти их человеку, желающему докопаться до истины, труда не составит.
"Если бы я повелел кому-либо склониться в земном поклоне перед кем-то, то я бы повелел женщинам склониться в земном поклоне перед мужем, чтобы знали они цену своим мужьям".
"О, женщины, если бы вы знали цену вашим мужьям, вы бы утирали ваши лица пылью из под их ног".
И это лишь те цитаты, которые не вызовут у читателя истинного отвращения.
"Подчинение, смирение и покорность во всем своему мужу в этих хадисах возводится в степень фарда, то есть обязательному к исполнению предписанию Ислама, своего рода формы поклонения Богу. Наряду с приведенными выше и другими хадисами о том, что большая часть женщин создана для Ада, формируют установку: попадание женщины в Рай возможно только при условии довольства ее мужа ею", — отмечает Серик Рысжанов.
И это не говоря о хадисах, придуманных ради гарантированной интимной близости.
"Если супруг приглашает женщину в постель, а она убежит от него и муж проведет ночь в нервном состоянии, то ангелы будут проклинать эту женщину до утра".
О чем говорит истинный Ислам
По словам Серика Рысжанова, Ислам – религия мира. В Коране не двусмысленно отмечено, что "… превосходство человека перед Богом не в том, какого он пола или расы, но только лишь в его благочестии и крепости веры".
"Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и родами, чтобы вы знакомились друг с другом. Поистине, самый возвышенный из вас перед Богом тот, кто самый благочестивый из вас".
"А тот, кто верует и кто делает праведные дела, мужчина ли, женщина ли это, тот в Рай войдет, и не встретят несправедливости они ни на бороздку финиковой кости".
"Тем верующим, которые вершили благие дела – будь то мужчина или женщина, Мы непременно даруем прекрасную жизнь и воздадим награды по соответствию их наилучших дел".
"Аяты Корана показывают нам, что превосходство перед Богом заключено не в том, сотворены ли вы мужчиной или женщиной, а в том лишь, насколько праведны ваши деяния и жизнь", — напоминает Серик Рысжанов.
Религиозный публицист отмечает, что настоящий мусульманин свои поклонения, молитвы, благие дела делает не напоказ, а ради довольства Аллаха Всевышнего, ведь именно это велит сам Создатель.