АСТАНА, 28 фев — Sputnik, Айгюзель Кадир. В эту пятницу морозная столица Казахстана встречает делегатов из 22 стран Европы и Центральной Азии на Форум мусульманских ученых Евразии, Верховные муфтии и руководители религиозных организаций собираются в Астане, чтобы определить личностный облик единой общины — уммы.
Накануне этого события Верховный муфтий Казахстана Серикбай кажы Ораз в эксклюзивном интервью Sputnik Казахстан рассказал о том, как относится к поправкам в закон о религии и почему в райцентрах нет имамов с высшим образованием.
О платках и никабах
- Серикбай Ораз, поправки по вопросам религиозной деятельности в Казахстане предполагают запрет одежды, полностью закрывающей лицо. Почему, по вашему мнению, это верное решение?
— Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Никаб и паранджа не считаются традиционными одеяниями для мусульман, в Коране это не прописано. А вот ношение платка – это добродетель Ислама. Несколько лет назад Духовное управление мусульман Казахстана выпустило специальную фетву в отношении мусульманского платка.
- На западе страны некоторые родители выражали свое возмущение тем, что учебные заведения не пускают на занятия школьниц в хиджабе. Каково ваше отношение к этому?
- Министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев ранее озвучивал, что характерные бороды и укороченные брюки могут оказаться "вне закона". Получается, что приверженца деструктивного течения можно узнать по внешности?
Защита прав атеистов
- В поправках к закону есть пункт: государственным служащим нельзя быть членами религиозного объединения? Это не нарушение свободы вероисповедания?
- Поправки в закон попытаются защитить других незащищенных людей — это атеистов. Для чего нужна такая мера?
— Чтобы защититься от перегибов и радикализма. К примеру, есть человек, который принижает не разделяющего его религиозные взгляды. Для него тот, кто не читает намаз – кафир (неверный – прим.). Поэтому мы должны встать на защиту того, кто пока не встал на путь веры, не читает намаз и не практикует Ислам. Во времена пророка тоже ведь были приверженцы других религий, но он, говоря на современном языке, был толерантным. В одном из аятов указано: "Если бы Аллах хотел обратить всех в Ислам, он бы так и сделал". Но Аллах дал людям свободу выбора.
- А как проходит в стране дерадикализация граждан? Можно говорить о прогрессе?
Критика, которая может сломать
- Насколько, по вашему мнению, казахстанские имамы компетентны в своей работе?
— Говорят, что имамы у нас необразованные. Парируют тем, что 30% из них имеют высшее образование, остальные закончили курсы и прочее. Но, сами посудите, кто у нас хочет после бакалавриата отправиться в аул? Вы хотите сказать, что у нас учителя рвутся в сельскую местность? Человек окончил медресе, проучился там четыре года. Этих знаний ему вполне достаточно для заместителя районного имама или муллы. У нас сейчас разрабатывается своя концепция. До 2020 года порядка 60% имамов будут иметь высшее образование. На данный момент около 1700 шакирдов обучаются в медресе-колледжах, еще 1 300 в университете "Нур-Мубарак". Всего нам на данном этапе будет достаточно трех-четырех тысяч выпускников. Значит, проблему с кадрами мы решим в скором времени.
— Казахи говорят: "Пока критика не станет справедливой, недостатки не будут исправлены". Конструктив поддерживаем, но перегибать палку нельзя. В Коране говорится, что тот, кто не укажет на недостатки другого, получит милость Аллаха, который скроет его изъян. Осуждение, гайбат (злословие) – грех. Думаете, эти слова в Сети имамы легко перенесли? Кто-то начал наговаривать, мол "каждый на джипе, растолстели все". Бедные имамы даже толстеть боятся уже. Они такие же люди, как и все. Есть главные имамы в области, которые получают 35 тысяч тенге. Но они работают, относятся к этому с терпением. Все мы мусульмане, все мы должны относиться друг другу с пониманием. Критика, конечно, человека подстегивает, но крайности могут его сломать.