Я связался с автором работ Татьяной Глущенко и побеседовал о том, чем детство в Алма-Ате отличалось от прочих детств.
Дети в каждой квартире
Татьяна Глущенко не только художник, но и постановщик спектаклей, телепроектов и автор сценариев многих известных российских телесериалов ("Пятая стража", "Думай как женщина", "Мажор-2"). К Новому году на экраны выйдет анимационный фильм "Ночная сказка", где Татьяна Глущенко впервые попробовала себя в роли главного художника-мультипликатора.
"Мы жили в большом пятиэтажном доме, — вспоминает Татьяна. — Построили его прямо перед нашим приездом, заселили молодыми семьями, и поэтому в каждой квартире бегали дети. Естественно, мы целыми днями играли. Вокруг был частный сектор, прекрасные яблочные сады. Мы жили на пятом этаже, и у нас из окошка были видны горы, за которыми по утрам вставало солнце. Все воспоминания об Алма-Ате у меня яркие и солнечные".
В школе вместе учились казахи, немцы, русские, татары. Представители разных национальностей, по воспоминаниям Татьяны, прекрасно уживались вместе.
Наперегонки с трамваем
На двух акварелях из алма-атинского цикла изображен старый трамвайчик. Конечно, неспроста.
"Трамвайчик этот имел огромное значение для всех жителей Алма-Аты, — говорит Татьяна Глущенко. — Автобусы и троллейбусы, насколько я помню, не пользовались большой популярностью. Они ходили по широким и центральным улицам, по проспекту Абая. Но вся "непарадная" Алма-Ата была опутана сетью рельсов и проводов. Там ходили старенькие, красненькие трамваи – самый любимый для многих вид транспорта. Я на таком ездила в школу".
"Мы видим меня и папу, который провожает меня в школу, — рассказывает Татьяна Глущенко. – Только мы переступили порог дома, как к дальней остановке подъезжает трамвай. Папа меня хватает за руку, и мы бежим к остановке, чтобы успеть. Мы вообще довольно часто бегали за этим трамваем. И это ярко и четко мне запомнилось".
Трамваи, по воспоминаниям Татьяны, ходили абсолютно хаотично. Может быть, у них и было какое-то расписание, но никто его не знал.
В современном, динамичном городе Алматы стареньких трамваев, кажется, уже не найти. Для тех, кто застал 70-е годы в городе, это, конечно, грустно.
Алма-атинский гольф и черепашьи бега
Одним из заветных мест алма-атинского детства был для Татьяны знаменитый Зеленый рынок.
"Рынок был недалеко от нашего дома, — вспоминает художница. — Помимо всего прочего, там всегда можно было найти еще и кучу самой разной живности. Цыплята, котята, собачки. Но весь наш двор страшно интересовали черепашки. Черепашки продавались размером с шоколадную медаль. Совсем крошечные – сантиметров по пять. Мы устраивали черепашьи бега. И черепахи, естественно, от нас сбегали".
"Недалеко от дома у нас был плиточный завод, — говорит художница. — И мы пробирались за "боем" — то есть, плиткой, которая не пошла в производство. Под окнами заводских корпусов располагалась огромная куча, куда сваливали бракованную плитку. И мы через дыру в заборе пролезали туда с мешочками и набирали себе эти плитки, тащили их домой".
Плитка алма-атинским детям нужна была для игры.
Разумеется, игра была чисто алма-атинская, даже не общегородская, а районная, порожденная близостью плиточного завода.
Свинцовые мослы и экстремальные подшипники
"Еще мы играли в мослы, — вспоминает Татьяна. — Это широко распространенная южная игра. Мослы – это бараньи коленки, вываренные до кости в супе или бульоне. Каждый уважающий себя ребенок "вытапливал" себе эти мослы. В основном в игру играли мальчишки. Девчонок особо не брали. Но тем не менее у меня был персональный мосол со свинцовой пломбой".
От обычных бараньих мослов свинцовый отличался функционально. Это была своего рода бита.
Но самым экстремальным развлечением алма-атинских детей были гонки на шарикоподшипниковых тачках.
"Эти гонки были возможны только там, где улицы имели наклон, — говорит Татьяна Глущенко. — А у нас все улицы шли от гор и были как раз такими, как нужно. Неподалеку от нас была автобаза. Мы забирались туда через забор и таскали шарикоподшипники. Потом из деревянных досок сколачивали тачки. Вместо колес надевали шарикоподшипники. Получалось подобие скейта, на котором мы скатывались по улицам всей толпой с диким грохотом".