Такое могло быть только в Алма-Ате - российская художница о незабываемом детстве

© Photo : из архива Татьяны ГлущенкоХудожница Татьяна Глущенко
Художница Татьяна Глущенко - Sputnik Казахстан
Подписаться
Недавно утром, по пути на работу, я листал фейсбук – новости, политика, котики. Но остановился на акварельной картинке: трамвайчик на фоне гор. От картинки ощутимо веяло полузабытым уютом, "мушкетерами" по телевизору и мороженым по 10 копеек. В общем, всем тем хорошим, что было в детстве. Город с картинки оказался старой советской Алма-Атой

Я связался с автором работ Татьяной Глущенко и побеседовал о том, чем детство в Алма-Ате отличалось от прочих детств.

Дети в каждой квартире

Татьяна Глущенко не только художник, но и постановщик спектаклей, телепроектов и автор сценариев многих известных российских телесериалов ("Пятая стража", "Думай как женщина", "Мажор-2"). К Новому году на экраны выйдет анимационный фильм "Ночная сказка", где Татьяна Глущенко впервые попробовала себя в роли главного художника-мультипликатора.

Дэнис Кин проводит экскурсии по Алматы для иностранцев - Sputnik Казахстан
Осколки прошлого: как американец борется за сохранение алматинской мозаики
В Алма-Ате Татьяна жила с 1973 по 1983 год. Родителей – ученых из новосибирского Академгородка – пригласили в столицу Казахстана поработать в научно-исследовательском институте, сразу дали двухкомнатную квартиру на улице Сатпаева.

"Мы жили в большом пятиэтажном доме, — вспоминает Татьяна. — Построили его прямо перед нашим приездом, заселили молодыми семьями, и поэтому в каждой квартире бегали дети. Естественно, мы целыми днями играли. Вокруг был частный сектор, прекрасные яблочные сады. Мы жили на пятом этаже, и у нас из окошка были видны горы, за которыми по утрам вставало солнце. Все воспоминания об Алма-Ате у меня яркие и солнечные".

В школе вместе учились казахи, немцы, русские, татары. Представители разных национальностей, по воспоминаниям Татьяны, прекрасно уживались вместе.

Наперегонки с трамваем

На двух акварелях из алма-атинского цикла изображен старый трамвайчик. Конечно, неспроста.

"Трамвайчик этот имел огромное значение для всех жителей Алма-Аты, — говорит Татьяна Глущенко. — Автобусы и троллейбусы, насколько я помню, не пользовались большой популярностью. Они ходили по широким и центральным улицам, по проспекту Абая. Но вся "непарадная" Алма-Ата была опутана сетью рельсов и проводов. Там ходили старенькие, красненькие трамваи – самый любимый для многих вид транспорта. Я на таком ездила в школу".

В Алматы полным ходом идет реконструкция центра города - Sputnik Казахстан
Фото
Фотоистория о том, как Алматы остался без трамвая
Одна из работ – как раз про поход в школу.

"Мы видим меня и папу, который провожает меня в школу, — рассказывает Татьяна Глущенко. – Только мы переступили порог дома, как к дальней остановке подъезжает трамвай. Папа меня хватает за руку, и мы бежим к остановке, чтобы успеть. Мы вообще довольно часто бегали за этим трамваем. И это ярко и четко мне запомнилось".

Трамваи, по воспоминаниям Татьяны, ходили абсолютно хаотично. Может быть, у них и было какое-то расписание, но никто его не знал.

© Photo : из архива Татьяны ГлущенкоТрамвай и Соня
Трамвай и Соня - Sputnik Казахстан
Трамвай и Соня
"Каждое утро у нас с папой была игра "повезет – не повезет", — вспоминает художница. — Мы выходили заранее, чтобы, если что, успеть в школу пешком. Но на трамвае было проще и веселее".

В современном, динамичном городе Алматы стареньких трамваев, кажется, уже не найти. Для тех, кто застал 70-е годы в городе, это, конечно, грустно.

Алма-атинский гольф и черепашьи бега

Одним из заветных мест алма-атинского детства был для Татьяны знаменитый Зеленый рынок.

"Рынок был недалеко от нашего дома, — вспоминает художница. — Помимо всего прочего, там всегда можно было найти еще и кучу самой разной живности. Цыплята, котята, собачки. Но весь наш двор страшно интересовали черепашки. Черепашки продавались размером с шоколадную медаль. Совсем крошечные – сантиметров по пять. Мы устраивали черепашьи бега. И черепахи, естественно, от нас сбегали".

Рыжий кот - Sputnik Казахстан
Кот Батон предотвратил побег больших черепах в Иркутском зоопарке
По словам Татьяны, черепашки эти потом снова каким-то образом попадали к продавцам. Многие дети по несколько раз покупали одну и ту же черепашку.

"Недалеко от дома у нас был плиточный завод, — говорит художница. — И мы пробирались за "боем" — то есть, плиткой, которая не пошла в производство. Под окнами заводских корпусов располагалась огромная куча, куда сваливали бракованную плитку. И мы через дыру в заборе пролезали туда с мешочками и набирали себе эти плитки, тащили их домой".

Плитка алма-атинским детям нужна была для игры.

© Photo : из архива Татьяны ГлущенкоТрамвай и папа
Трамвай и папа - Sputnik Казахстан
Трамвай и папа
"Мы выкапывали ямку, — вспоминает Татьяна. – А потом с изрядного расстояния начинали кидать туда плиточки. Тот, чей снаряд оказывался ближе к ямке, принимался щелчками забивать все остальные плитки в ямку. Кому это удавалось сразу, тому доставались все плитки".

Разумеется, игра была чисто алма-атинская, даже не общегородская, а районная, порожденная близостью плиточного завода.

Свинцовые мослы и экстремальные подшипники

"Еще мы играли в мослы, — вспоминает Татьяна. — Это широко распространенная южная игра. Мослы – это бараньи коленки, вываренные до кости в супе или бульоне. Каждый уважающий себя ребенок "вытапливал" себе эти мослы. В основном в игру играли мальчишки. Девчонок особо не брали. Но тем не менее у меня был персональный мосол со свинцовой пломбой".

От обычных бараньих мослов свинцовый отличался функционально. Это была своего рода бита.

Национальная игра Асык - Sputnik Казахстан
Как научиться играть в асыки
"Обычные бараньи мослы складывали горкой, — рассказывает художница. – Эту пирамиду надо было разбить мослом-битой, утяжеленным при помощи свинца. У меня такой был. Но все равно в игру меня не пускали".

Но самым экстремальным развлечением алма-атинских детей были гонки на шарикоподшипниковых тачках.

"Эти гонки были возможны только там, где улицы имели наклон, — говорит Татьяна Глущенко. — А у нас все улицы шли от гор и были как раз такими, как нужно. Неподалеку от нас была автобаза. Мы забирались туда через забор и таскали шарикоподшипники. Потом из деревянных досок сколачивали тачки. Вместо колес надевали шарикоподшипники. Получалось подобие скейта, на котором мы скатывались по улицам всей толпой с диким грохотом".

© PhotoТачки
Тачки - Sputnik Казахстан
Тачки
Одна из алма-атинских акварелей как раз показывает дворовую гонку на подшипниковых тачках.

Лента новостей
0