Чудо на Неве: как посадка пассажирского Ту-124 вошла в историю авиации

© Sputnik / Лев Поликашин / Перейти в фотобанкПассажирский самолет "ТУ-124" в небе, архивное фото
Пассажирский самолет ТУ-124 в небе, архивное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
Пятьдесят пять лет назад, в августе 1963 года, в Ленинграде произошел уникальный случай, вошедший в историю советской авиации, но не известный широкой общественности – экипажу пассажирского Ту-124 удалось благополучно посадить на реку самолет с отказавшимися двигателями

АСТАНА, 19 авг — Sputnik. Эту историю, о которой было известно ограниченному кругу людей в советское время, обнародовала телекомпания "Мир 24". Поднятые из архива документы, воспоминания очевидцев и реконструкция тех событий легли в основу документального фильма "Иду на Неву".

Цепочка событий

Пассажирский самолет Ту-124 в августе 1963 года выполнял рядовой рейс Таллин – Москва. После взлета, когда лайнер набрал высоту, передняя "нога" шасси отказалась складываться и болталась под фюзеляжем.

Сотрудники диспетчерского центра - Sputnik Казахстан
Первым делом – самолеты: один день из жизни авиадиспетчера
По инструкции при такой ситуации самолет должен вернуться в аэропорт вылета, однако в Таллине был густой туман, поэтому борт отправили в ближайший город с летной погодой – в Ленинград.

Экипажу была дана команда – попытаться "отщелкнуть" стойку шасси обратно в воздухе своими силами, однако им это не удалось. Прежде чем идти на посадку в Ленинграде, пилоты кружили над городом, чтобы выработать топливо.

Восьмой круг

В итоге лайнер сделал семь кругов – пассажиры на борту ни о чем не подозревали. После седьмого круга диспетчер рекомендовал командиру идти на посадку. Но тот решил зайти еще на один круг, так как топливо еще оставалось. Неожиданно двигатель "чихнул" и заглох. Давление топлива упало, а до посадочной полосы оставалось еще больше 20 километров.

Видео жесткой посадки самолета в аэропорту Киева - Sputnik Казахстан
Пассажиры этого самолета готовились к смерти – видео жесткой посадки в Киеве
Спустя некоторое время упало давление и в другом двигателе. Турбина вращалась все медленнее и через несколько минут ее обороты упали до нуля. Связь оборвалась, а терпящий бедствие лайнер оказался прямо над центром Ленинграда – Дворцовой площадью.

Командир воздушного суда Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев приказали экипажу перебраться в хвост самолета. Решение надо было принимать моментально – Чеченев, который до прихода в гражданскую авиацию был военным летчиком, предложил посадить самолет на воду. И Мостовой передал ему управление.

Посадка за 14 секунд

В руках Василия Чеченева Ту-124 прервал снижение, повернул на Неву и дотянул до середины реки. На высоте всего 90 метров машина едва не задела арку Большеохтинского моста. Лайнер остановился в 200 метрах от опор Железнодорожного моста. С момента остановки двигателей прошло 14 секунд. Как оценят потом специалисты, если бы все было сделано не за 14 секунд, а за 15 – самолет врезался бы в опору.

© Sputnik / Алексей Даничев / Перейти в фотобанкРостральные колонны. Виды Санкт-Петербурга
Ростральные колонны. Виды Санкт-Петербурга - Sputnik Казахстан
Ростральные колонны. Виды Санкт-Петербурга

Мастерство пилотов и большая доля везения спасли воздушное судно от катастрофы – никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Экипажу повезло, что рядом с ними в то утро проплывал небольшой буксир. Он и оттащил самолет максимально близко к берегу.

Расследование и судьба экипажа

Крупное авиационное происшествие как посадка на реку пассажирского самолета, естественно, повлекло за собой масштабное расследование.

Самолет совершил жесткую посадку в ЮАР - Sputnik Казахстан
Пассажир снял на видео крушение самолета в ЮАР
Комиссия установила, что причиной поломки передней стойки шасси был заводской дефект болта. Болт выскочил из крепления во время разбега по полосе. Его потом нашли на летном поле. Проверка обнаружила подобные дефекты еще на семи самолетах Ту-124.

Почему пилотам не хватило топлива до аэропорта, объяснили ошибкой в расчетах командира: он недостаточно правильно оценил фактический расход горючего с учетом того, что полет проходил на меньшей высоте и с выпущенными шасси. Второй версией был отказ топливомера, который показывал наличие керосина при фактическом его отсутствии.

Все же действия пилотов были признаны правильными — Виктору Мостовому и Василию Чеченеву подарили по двухкомнатной квартире. Но страна своих героев не узнала — обошлись без государственных наград и чествований.

Спустя 55 лет после этих событий выдвинута инициатива об установлении памятной доски на одном из домов возле места приводнения Ту-124.

Лента новостей
0