ШЫМКЕНТ, 8 июн — Sputnik, Ксения Воронина. Уже полгода в Шымкенте работает транспортно-логистический центр (ТЛЦ), в котором можно ежедневно отгружать до тысячи палет грузов в день и производить таможенную очистку 50 деклараций. Здесь же находятся склады для хранения самой капризной продукции — в климатических камерах можно поддерживать температуру до –24 градусов, что подходит для продуктов, которым необходима глубокая заморозка, а в недрах сухого склада ждут своего часа "закрома родины" — стратегический запас Стабфонда.
Зачем нужен ТЛЦ?
Шымкентский ТЛЦ находится неподалеку от аэропорта, близ автокоридора "Западная Европа — Западный Китай" с одной стороны, и подведенными железнодорожными путями с другой.
Внутренняя сеть таких центров в крупных городах Казахстана в первую очередь покрывает потребности регионов в современных складских помещениях международного класса, а также создает центры дистрибуции с охватом регионов сопредельных государств.
Выражаясь простым языком, благодаря правильным условиях хранения продукция остается свежей, что значительно снижает убытки. На складах класса "А" порча продукции составляет всего 2%, в то время как на складах класса "В" и "С" портилось до 95% продукции!
Кроме того, повышается скорость прохождения необходимых процедур. С мая на территории ТЛЦ таможенное оформление грузов идет по принципу "одного окна", что существенно сократило время выпуска одной декларации с целых суток до 30 минут.
Кроме Шымкента, транспортно-логистические центры уже есть в Алматы, крупнейший находится в Астане, а самым знаменитым является "Хоргос". В планах — строительство ТЛЦ в крупных городах Казахстана: Актобе, Павлодаре, Уральске, Атырау, Актау, Костанае и Семее.
Строительство ТЛЦ в Шымкенте профинансировано АО "Банк развития Казахстана" в рамках второй пятилетки программы новой индустриализации. Общая стоимость проекта — 15,8 миллиарда тенге. Из них БРК предоставил ТОО "Continental Logistics Shymkent" заем в размере 11,8 миллиарда тенге на 15 лет.
"Шымкент географически и демографически подходит для реализации таких проектов. Город-миллионник, третий по численности в Казахстане, − он растет и потребности в товарах тоже растут. К тому же Шымкент — это "ворота страны" в страны Центральной Азии, откуда транзитом через Казахстан идут потоки в Россию и в обратном направлении. Проект важен для экономики Казахстана, в первую очередь, для трансграничного развития коридора Шымкент — Ташкент", — отметил во время экскурсии по ТЛЦ управляющий директор БРК Адиль Исмагамбетов.
Большие перспективы
По расчетам специалистов, до конца текущего года Шымкентский ТЛЦ обработает около полумиллиона тонн грузов, заполнив складские площади на 80%.
Кроме того, для развития торгово-экономического коридора Шымкент — Ташкент создается казахстанско-узбекское транспортно-логистическое совместное предприятие и "зеленый коридор" для грузового транспорта, который обслуживается в логистических центрах обоих государств. Ожидаемый объемом перевозок — около 400 тысяч тонн в год.
Прогулка в зоне вечной мерзлоты
Прогулка по ТЛЦ — занятие в высшей степени приятное. Когда на улице безжалостные 38 градусов жары, внутри складов поддерживается комфортная для продукции и людей температура.
Гостей ТЛЦ, среди которых представители БРК и журналисты, в первую очередь ведут "охладиться" в климатические склады.
Множество дверей, похожих на створки гигантских холодильников, которыми помещения по сути и являются, с выведенными приборами контроля температуры, влажности и других необходимых параметров.
"Здесь хранятся замороженные тушки птицы — индейка, курица", — рассказывает директор по операционной деятельности шымкентского ТЛЦ Асылбек Култаев.
"Сейчас здесь минус 18. А вы из Астаны?" — с улыбкой отвечает провожатый.
В соседней камере — аккуратные деревянные палеты и луковый запах. Температура на датчике уже не такая экстремальная, "всего" +2,6 градусов. К слову, хранение овощей обходится арендаторам около 3 тенге за килограмм в месяц.
В камеры глубокой заморозки с температурным режимом ниже 20 градусов никто из гостей заглянуть не рискнул.
В настоящее время склады заполнены всего на 20% своей мощности, но после сбора урожая в ТЛЦ ждут большого наплыва. В целом, здесь можно хранить до 10 тысяч тонн товаров круглый год.