АСТАНА, 17 апр — Sputnik. Новый техрегламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) "О безопасности аттракционов" вступает в силу с 18 апреля на всей территории Союза.
Новый технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) распространяется на колеса обозрения, катапульты, качели, картинги, надувные батуты, горки, электромобили, водные аттракционы и массу других развлекательных механизмов, где при несоблюдении элементарных правил безопасности есть риск получить травму.
"По сути, это документ, положения которого предписывают, что и как нужно делать, чтобы избежать несчастного случая. Все участники процесса – от проектировщиков и изготовителей до организаций, которые занимаются эксплуатацией аттракционов, – получили четкие требования, которые они обязаны выполнять для сохранения жизни и здоровья людей", – отметил министр по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Валерий Корешков.
"Одно из достоинств технического регламента в том, что это комплексный документ, какого раньше не было ни в одной стране Союза. До этого везде были разные требования, которые содержались в различных актах: у кого-то это были ведомственные правила, у кого-то стандарты. А мы привели практически к одному знаменателю регуляторную практику пяти наших стран. В одном документе объединили и конструкционные, и эксплуатационные, и другие требования безопасности, установив их для всех этапов жизненного цикла аттракциона", — пояснил Корешков.
Какие аттракционы попадают под техрегламент?
Все устройства разделены на восемь видов: механизированные, в том числе поступательного движения, и в том числе с использованием воды, вращательного и сложного движения. А также автодромы и картинги, надувные, водные немеханизированные, немеханизированные и аттракционы для детей.
Какие аттракционы считаются безопасными?
Среди других новелл – классификация по степеням потенциальных биомеханических рисков, связанных с высотой аттракциона, скоростью движения, углом наклона кресел.
"Таких степеней четыре: от RВ-1 до RВ-4. В группу RВ-1 с потенциально наиболее высокими рисками будут включены аттракционы, где высота подъема людей превышает восемь метров, а скорость движения – 20 метров в секунду. Изучив причины и последствия аварий, разработчики считают, что именно на таких аттракционах при несоблюдении требований безопасности возникает реальная угроза для жизни", — указывает министр по техническому регулированию.
Производители аттракционов не должны отступать от проектно-конструкторской документации, используя только те материалы, которые ею предусмотрены. Особое внимание изготовителей документ требует уделить "критичным" компонентам – частям конструкций, узлам и деталям, отказ которых может привести к трагическим последствиям. При монтаже следует учитывать особенности грунта и площадки, воздействие температуры и ветра, необходимо обеспечить безопасные вход и выход, достаточное расстояние между аттракционами.
От движущихся частей и деталей аттракционов пользователей нужно оградить надежными защитными перегородками. Системы управления аттракционами должны исключить возобновление любых опасных ситуаций – и для людей, и для окружающей среды.
Что нужно знать посетителям аттракционов?
Перед входом в аттракцион должен быть стенд со сведениями о правилах пользования и ограничениях. Например, биомеханические воздействия не всегда полезны для людей с ослабленным здоровьем. Поэтому посетители должны знать об экстремальности развлечения.
Какие требования касаются детских аттракционов?
Отдельно в техрегламенте прописаны требования безопасности к детским аттракционам. Проектировщики и изготовители должны учитывать дополнительные риски, связанные с возрастными особенностями детей: физиологическими, психологическими, антропометрическими.
"Например, недопустимо оставлять в развлекательных устройствах, особенно в их движущихся частях, отверстия, куда ребенок легко может засунуть руку, ногу или посторонний предмет", — привел пример Корешков.
Во всех потенциально опасных местах аттракционы должны быть обеспечены перилами и ограждениями. При этом конструкция не должна позволять детям стоять или сидеть на них. Следует немедленно прекратить работу оборудования, если оно повреждено.
Когда должны проверяться аттракционы?
Как отличить безопасный аттракцион?
Для планомерного перехода участников рынка на выпуск аттракционов, отвечающих новым требованиям, комиссия установила переходный период. До 18 октября 2019 года допускаются производство и выпуск в обращение аттракционов по прежним правилам – в соответствии с законодательством государств-членов. Документы, оформленные до вступления в силу техрегламента, будут считаться действительными до окончания срока их действия, но не позднее 18 октября 2019 года.