АСТАНА, 26 мар — Sputnik, Ксения Воронина. Астана – город "небоскребов" и торговых центров. Восемь месяцев в году астанчане фактически проводят в помещении, куда их загоняет ветер, дождь и снег.
Торгово-развлекательные центры гордо сообщают о сотнях тысячах посетителей в месяц, а то и до миллиона. В эти цифры трудно не поверить, в выходные моллы – от маленьких до гигантских – ломятся от шумных толп посетителей.
Для борьбы со сквозняками в зимние месяцы в моллах перекрывают часть дверей. Посетителей стараются запускать через неудобные "вертушки", или же наоборот – узкие тяжелые "распашные" двери. Это реальность, к которой все привыкли, и вздрогнуть от которой заставила страшная трагедия в четырехэтажном торговом центре в Кемерово. В пожаре, который, предположительно, начался из-за шалости подростков, погибли целые семьи – и дети, и взрослые.
Заблокированная лестница
Вот маленькая зарисовочка из личного опыта. Моя дочь ходит на занятия танцами в пятиэтажный торговый центр на правом берегу Астаны. Танцевальный зал находится на четвертом этаже, на пятом – ресторан с кухней. И еще три этажа торговых помещений. Дети приходят на занятия к 19 часам и занимаются два часа, а в 20 часов здание покидают продавцы.
У меня ушло несколько часов, чтобы буквально докричаться до администрации о том, что лестница должна быть открыта на случай пожара, и что дети могут сгореть по вине такой вот уборщицы.
Однако более веским аргументом для владельцев ТЦ стала не безопасность, а мое журналистское удостоверение и обещание пожаловаться в МВД. Лестницу открыли и больше не запирали, но уборщица при виде меня презрительно фыркает.
Сделайте торговые центры безопасными
После пожара в бизнес-центре Almaty Towers в ноябре 2016 года, в котором погибли шесть человек, в крупных ТРЦ прошли проверки и "дни открытых дверей" с демонстрацией пожарной безопасности. Затем все стихло.
В феврале этого года адвокат Джохар Утебеков выступил с гневным обращением к руководству сети торгово-развлекательных центров, пожаловавшись на заблокированные двери экстренных выходов. Ему провели экскурсию, продемонстрировав новейшие средства пожарной безопасности и пообещав держать двери открытыми.
В день трагедии в Кемерово выходы в казахстанских торговых центрах вновь оказались привычно заблокированными. Фото дверей Утебеков запостил на своей странице.
Очевидцы пожара в Кемерово сообщают, что первыми горящий ТЦ покинули те, кто должен был отвечать за эвакуацию посетителей – охранники. Объятые огнем и густым едким дымом люди не знали куда бежать, как действовать.
А вот, для примера, как проходят тренинги по пожарной безопасности в Нидерландах.
"Крепкий мужчина, действующий огнеборец, таскал за собой персонал и инженера по всему зданию, объясняя, что и как будет при реальном пожаре, кому куда бежать, как давать команды посетителям, не знающим планировки, что делать, если этот выход перекрыт. Ставил их в офисе с зажатыми на минуту прищепками носами и смотрел, как они эвакуируются в условиях, приближенных к нехватке кислорода", — рассказывает блогер Татьяна Мэй.
"Короткая память"
Кемеровская трагедия вообще оказалась резонансной в казахстанском интернет-сообществе. Люди призывают друг друга бойкотировать торговые центры, либо предлагают меры совершенствования пожарной и прочей безопасности в них.
Уже при строительстве здания технический регламент предусматривает необходимые эвакуационные выходы, ширину лестниц и отделочные материалы (обязательно негорючие). Однако все усилия проектировщиков, обязанных соблюдать все предписания, нивелируются простой человеческой халатностью при строительстве, приеме и дальнейшей эксплуатации проекта.
Именно об этом пишет политолог Досым Сатпаев, сравнивающий пожарную безопасность с совершенствованием безопасности авиационной.
Кто отвечает за пожарную безопасность в ТРЦ в Казахстане?
Государственный контроль в сфере пожарной безопасности сконцентрирован на объектах, имеющих повышенные риски возникновения пожара и тяжелые последствия от них.
"Порядок создает условия для подготовки к предстоящей проверке, а также исключает проведение необоснованных и внезапных. Так, о предстоящей проверке предприниматель знает заранее, полугодовые графики проведения проверок размещаются на сайте Генеральной прокуратуры, до начала полугодия. Проверяемый субъект уведомляется за 30 календарных дней и имеет возможность подготовиться", — прокомментировали в комитете по ЧС министерства внутренних дел.
В КЧС уверяют, что с сотрудниками ТРЦ проводятся пожарно-тактическое занятия, которые ведут действующие огнеборцы.
При этом из-за фактического запрета на внеплановые проверки сотрудники МВД не могут оперативно отреагировать на актуальные замечания тех же посетителей ТРЦ. Такая проверка требует официального запроса и оформляется через Генпрокуратуру.
Поэтому безопасность посетителей, в любом случае, остается на совести владельцев и персонала торгово-развлекательного центра. А есть ли она у них?