АСТАНА, 15 мар — Sputnik, Айсулу Жумагулова. Светлана Романовская руководит Национальной лигой потребителей Казахстана, которой в прошлом году исполнилось 25 лет, уже на протяжении 24 лет. Организация, в которой раньше работали пять юристов, сегодня объединяет больше ста специалистов по всему Казахстану.
За эти годы я раз пять пыталась бросить эту работу. Как только я решала бросить защиту прав потребителей, тут же в ресторане в супе находила волос, меня обвешивали или обсчитывали. Судьба как будто говорила: "Света, ты должна этим заниматься". И я подумала: "Что поделать, это моя карма".
Причиной, по которой мне хотелось уйти, является отсутствие финансирования. Лига существует в основном за счет моих денег. Хотя за два года к нам вступило больше 58 тысяч человек, чаще всего — это малоимущие граждане, которые не могут заплатить членские взносы, поэтому они бесплатно пользуются услугами организации.
Госорган — отдел по защите прав потребителей в антимонопольном комитете — у нас сейчас насчитывает 57 человек. У него нет функций, связанных с проверкой, реагированием на жалобы.
- Как в Казахстане обстоит ситуация с правами потребителей?
— Отвратительно − хуже не бывает. У нас хорошая нормативно-правовая база, но она не применяется судьями. Например, по закону потребитель имеет право сделать экспертизу за счет предпринимателя. У нас же много случаев, когда судьи говорят: "Нет, по Гражданско-правовому кодексу кто заявляет, тот и оплачивает. Кому нужна экспертиза, тот пускай и платит".
- В каких сферах чаще всего нарушаются права потребителей?
— Везде. У нас нет ни одной сферы, в которой можно себя чувствовать спокойно. Обсчитывают, обвешивают, "просрочкой", подделками торгуют — это на каждом шагу. Многие приезжие иностранцы говорят: "Почему у вас так дорого и так некачественно?".
Почему в Алматы стоимость за лифты рассчитывается по квадратным метрам? На 12-м этаже в однокомнатной квартире могут проживать 20 человек, и они будут платить за лифт меньше, чем те, кто живет на третьем этаже в трехкомнатной квартире.
Мы сейчас взялись за кредитные организации. Годовой процент не может быть более 56%, а они ставят 2% в день! У нас уже один прецедент есть, когда мы выиграли дело, и человеку вернули деньги, которые у него необоснованно изъяли. Эту микрокредитную организацию оштрафовали на пять миллионов тенге.
- А можете вспомнить самые шокирующие случаи в своей практике?
— К нам как-то обратились 11 молодых девушек, которые делали разные косметические процедуры у одного и того же врача. Например, одна из девушек хотела увеличить себе грудь. Ей ввели какой-то препарат, а на второй день грудь исчезла. Она заплатила десять раз по 500 долларов: десять раз ей так же накачивали, спустя два-три дня все накачанное куда-то исчезало. Другая девушка сделала операцию на нос, и теперь у нее нос гниет, не переставая.
Все, начиная от медицинских, образовательных услуг и заканчивая техникой, которую мы приобретаем — нет ни одной сферы, которую бы это не коснулось.
Защита прав потребителей это не купи-продай, это наша безопасность и качество нашей жизни, которое должно гарантироваться государством, потому что мы имеем конституционное право на безопасность.
- Что нужно для того, чтобы изменить ситуацию?
— Нормативно-правовая база должна заработать, а судьям надо ее знать и применять. Второе — людям самим надо быть более активными. Большинство купивших прокисшее молоко не понесут его назад. А безнаказанность начинается с мелочей.
Я бывала в Европе, в Америке, по сути, там не так легко. Там тоже немерено людей, которые бы хотели с тебя что-то взять. Но при этом у них есть нормативно-правовая база, и она работает. Человек чувствует себя спокойно, потому что он защищен.
Нам необходимо открывать представительства Национальной лиги потребителей на базе вузов, обучать преподавателей, которые бы обучали студентов. Нужно формировать активную гражданскую позицию, за нас этого никто не сделает. Хотим мы того или нет, но, делая выбор, мы несем за него ответственность. Страдают либо наше здоровье, либо наш кошелек.
- В ноябре прошлого года на мероприятии с президентом Казахстана вы неожиданно рассказали о проблемах клиентов проблемного банка RBK. Почему Вы решили поднять этот вопрос?
— Было множество жалоб от людей, которые просили что-то сделать. Как раз сложилось так, что я принимала участие в том политзаседании. Я счастлива, что у нас такой президент. До него можно достучаться, он услышит.
Люди после этого, наверное, месяц следили за тем, не вышвыривали ли меня отовсюду. Например, я летела в самолете, и сидевший рядом чиновник спросил: "Ну, что, Света, с политсовета тебя не убрали, последствий не было?".
- Вы в течение нескольких лет работали депутатом мажилиса парламента. Каких улучшений для потребителей вам удалось добиться?
— Была проведена большая серьезная работа. В апреле 2016 года вышли поправки в закон "О защите прав потребителей". Теперь фото-, видеосъемка являются доказательствами по делу в суде, и она везде разрешена. У нас прекрасная статья 8-1, которая нам позволяет признать договор недействительным, если он противоречит действующему законодательству и ущемляет права потребителей.
- Ваши дальнейшие планы в этой сфере?
— Мы планируем в апреле запустить новый проект "Полки безупречных" совместно с сетью супермаркетов "Магнум". У меня иногда в магазине глаза разбегаются, и я не могу понять, чем одно оливковое масло отличается от другого. Попробовать я, конечно, не могу, а деньги зря тратить не хотелось бы.
Кроме того, мы откроем на Youtube-канал. Я буду проверять товары в прямом эфире, чтобы ничего нельзя было изменить и никто не мог повлиять на результаты. Буду делать это со студентами Каспийского университета. Им это нравится, так как они понимают, что качество жизни зависит конкретно от каждого из нас. Если мы возьмем на себя эту ношу, то вместе, когда нас много, эта ноша станет легче.