АСТАНА, 13 мар — Sputnik. Регулярные рейсы сразу трех отечественных авиакомпаний могут сорваться в связи с конфискацией импортированного ими авиатоплива, сообщила пресс-служба авиакомпании Qazaq Air.
Как заявили в авиакомпании, из-за недостаточного производства авиатоплива отечественными НПЗ значительную долю своих нужд авиакомпании вынуждены покрывать за счет нерегулярных импортных поставок. Несмотря на перебои в обеспечении перевозчиков отечественным авиатопливом, с 1 июля 2016 года министерством финансов была законодательно закреплена норма о предоставлении всеми субъектами рынка сопроводительных накладных на импортируемое в республику авиатопливо дополнительно к самим отчетам по импорту топлива.
Однако правоприменительная практика этого решения сопровождена рядом административных проблем и не лишена правовых коллизий. К примеру, для сдачи указанных накладных всем импортерам топлива нужно быть зарегистрированным в качестве реализаторов нефтепродуктов. Для авиакомпаний, являющихся конечным потребителем топлива и не имеющих возможности и даже намерения перепродавать авиакеросин, такая процедура представляется весьма сложной.
Помимо регулярных экологических отчетов об израсходованном керосине, авиакомпании также предоставляют отчеты об импортируемом авиатопливе в налоговые органы и исправно исполняют налоговые обязательства перед государством, что подтверждает отсутствие намерения или умысла авиакомпаний скрыть объем импорта.
"Принимая во внимание, что ущерб государству причинен не был, решение судов первой инстанции о конфискации авиатоплива или его стоимости авиаперевозчики считают чрезмерно жестким, тем более в условиях сложной текущей ситуации на рынке авиатоплива в Казахстане", – обратилось руководство трех авиакомпаний.
В прошлом году авиакомпания SCAT также била тревогу о срыве рейсов, в том числе социально значимых, из-за возможности остаться без топлива.
В начале года министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что Казахстан физически способен закрывать порядка 70 процентов внутренних потребностей в авиатопливе, но для этого нужно привести продукцию трех заводов к единому стандарту.