Минэнерго о производстве авиатоплива: все упирается только в стандарт

© Sputnik / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкЗаправка пассажирского самолета с помощью топливно-заправочного комплекса, архивное фото
Заправка пассажирского самолета с помощью топливно-заправочного комплекса, архивное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
Казахстан в настоящее время может самостоятельно закрывать только 50% собственных потребностей по авиакеросину

АСТАНА, 22 янв — Sputnik. Министр энергетики Канат Бозумбаев в понедельник заявил, что Казахстан физически с этого года способен закрывать порядка 70% внутренних потребностей в авиатопливе, но для этого нужно привести продукцию трех заводов к единому стандарту.

Иностранные и казахстанские авиакомпании ранее заявляли о проблемах с наличием авиатоплива по разумной цене: стоимость авиакеросина в казахстанских аэропортах превышала с осени 900 долларов за тонну против цены чуть выше 600 долларов в Европе. До отмены летом госрегулирования на услуги аэропортов данная цена связывалась с необходимостью компенсировать воздушным гаваням низкие тарифы, установленные государством.

Работа автозаправочной станции, архивное фото - Sputnik Казахстан
Атырауский НПЗ начал выпускать дизель классов K4, K5
Однако цены на авиакеросин остались высокими и после отмены госрегулирования. К тому же в сентябре прошлого года национальный авиаперевозчик — "Эйр Астана" — забило тревогу по поводу возможного дефицита авиатоплива на внутреннем рынке из-за сокращения поставок из России и предстоящей приостановки Шымкентского нефтеперерабатывающего завода на ремонт. Осенью ситуация на авиарынке была выровнена, однако в январе вновь начались разговоры о срыве регулярного авиасообщения из-за нехватки топлива.

На брифинге в правительстве в понедельник, 22 января, министр энергетики напомнил, что до настоящего времени авиатопливо в Казахстане производил только Шымкентский НПЗ, что закрывало 50% потребностей внутреннего рынка. Однако после модернизации Атырауского и Павлодарского НПЗ, по его словам, они также начнут производить топливо для самолетов — и тогда внутреннее обеспечение потребностей авиакомпаний возрастет в стране до 70%.

"В связи с завершением модернизации Павлодарский НПЗ готов будет производить авиакеросин, но там их куча разных видов: у нас на рынке был старый российский стандарт ТС-1. Наши Атырауский и Павлодарский заводы должны Jet A производить, — пояснил Бозумбаев. — Но его очень долго сертифицировать, это может занять до года. С каждой авиакомпанией, по каждому двигателю – это долгая история. Сейчас, наверное, после обеда будем собираться. Скорее всего, сделаем стандарт РТ – реактивное топливо, я думаю, со второго квартала примерно начнут производить РТ", — добавил он.

По словам министра, топливо, соответствующее этому стандарту, могут употреблять все типы воздушных судов, принятых на вооружение казахстанскими авиакомпаниями.

"Соответственно, в этом году мы ставим перед собой задачу – 70%. Мы бы хотели 100%, но бумаги нужно оформлять", – дал понять, что проблема собственного обеспечения авиатопливом в стране носит бумажный, а не физический характер, министр.

"Мы не можем с Москвой договариваться за всех"

Стандарт РТ планируется внедрить со второго квартала 2018 года, при этом в первом квартале рынок на 50% по-прежнему будет привязан к российским поставкам. При этом глава Минэнерго подчеркнул, что казахстанским авиакомпаниям следует проявить самостоятельность в вопросах поставок им российского топлива.

Сотрудник автозаправочной станции заправляет автомобиль топливом - Sputnik Казахстан
Дефицит бензина был вызван полным головотяпством – Назарбаев
"Я знаю, что какие-то авиакомпании хотят, чтобы мы ездили в Москву и тоже за них эту работу делали. Но мы не являемся маркетинговым отделом даже такой уважаемой авиакомпании, как SCAT. Они точно также могут поехать на НПЗ, дать соответствующую цену и привезти авиакеросин. А что тут жаловаться, не знаю", – сказал Бозумбаев.

SCAT ранее заявлял о том, что ему придется покупать большой объем авиатоплива на открытом рынке, что поставит компанию в трудные финансовые условия. Одновременно Бозумбаев признал, что его ведомство проводило переговоры с российскими коллегами для того, чтобы помочь с поставками топлива национальному авиаперевозчику — Air Astana. Однако тут же заявил, что его ведомство отвечает за производство авиакеросина, а не за его распределение на внутреннем рынке.

"Я не имею к этому отношения, и не хочу даже иметь. Я не знаю, какое количество авиакеросина есть у авиакомпаний. У авиакомпаний есть свой министр – фамилия его Касымбек Женис (министр по инвестициям и развитию), задайте ему этот вопрос", – закрыл тему авиатоплива Бозумбаев.

Жалобы на ДТ: не жадничать не пробовали?

Что касается жалоб на "глохнущие" зимой на трассах автобусы и грузовики якобы из-за плохого качества зимней солярки, произведенной внутри страны, то тут глава Минэнерго вновь напомнил, что не может отвечать за качество продукции, реализуемой на каждом отечественном АЗС. После прозрачного намека на то, что солярку "бодяжат" на автозаправках, министр назвал еще одну возможную причину остановок авто: жадность их водителей, заливающих в бак "летнее" дизтопливо вместо "зимнего".

"Если глохнет двигатель во время мороза, это не означает некачественное топливо — это дизельное топливо, которое нужно эксплуатировать в определенных климатических условиях, — сказал Бозумбаев. — На север едешь — не надо жадничать, надо залить "Арктику", которая минус 40 выдерживает. Это также касается всех дальнобойщиков. Поэтому когда про некачественное топливо говорят, я не готов здесь комментировать. Что касается бензина, вообще жалоб не слышал", — подчеркнул он.

Ну а напоследок глава Минэнерго заявил, что его ведомство спокойно относится к критике в социальных сетях по поводу возможного запрета на использование полиэтиленовых пакетов, который предполагается ввести поэтапно, начав с запрета выдавать их бесплатно, что практикуется сейчас рядом торговых сетей.

Заправщик на АЗС - Sputnik Казахстан
Автомобилисты не могут заправиться газом в Астане
"Ну я читаю, конечно, и в том числе как нас "троллят" в Facebook, мол, министерству энергетики нечем заняться…, — сказал Бозумбаев,  в структуре ведомства которого находятся функции охраны окружающей среды. — В реальности общественные организации вышли на министерство энергетики, и мы взяли в работу изучение этого вопроса", — пояснил он.

Интерес ведомства к этой инициативе связан с тем, что, по напоминанию главы Минэнерго, в соответствии с действующим Экологическим кодексом с 1 января 2019 года полиэтилен и ряд других вредных веществ нельзя будет захоранивать на полигонах твердых бытовых отходов. При этом министр заверил, что в Казахстане никто не собирается запрещать использование полиэтилена, пока ему не будет найдена недорогая альтернатива. И пообещал эту поисковую работу сделать " гласной, открытой, вместе с общественными организациями" — назло троллям, видимо…

Лента новостей
0