АСТАНА, 3 мар — Sputnik. Алматы — второй дом писателя Юрия Домбровского и полноправный герой его романов. Сюда его сослали в 1933-м году, сюда же он возвращался после отсидок в лагерях — работал в музее, театре, газете и журнале, писал первые художественные и литературоведческие работы.
Страна не оставила его в покое. В 1978 году, после выхода за рубежом антитоталитарного романа "Факультет ненужных вещей", 68-летнего Домбровского избили в Центральном доме литераторов в Москве. Он скончался через два месяца после этого нападения.
Об Алматы "домбровской" и нынешней, о скромной писательской популярности рассказала корреспонденту Sputnik казахстанский филолог-литературовед Валерия Короткова.
Сосед-писатель
Хотите − верьте, хотите − нет, но в моей жизни было множество мистических совпадений, связанных с Домбровским. Кажется, он сопровождает меня по жизни.
Впервые я прочла два его главных романа, "Хранитель древностей" и "Факультет ненужных вещей", в 1989 году. Меня поразило, что действие в них происходит там же, где протекает моя жизнь.
Я с детства живу на улице Дзержинского. Здесь стоит бывшее здание НКВД, в котором происходит действие "Факультета". В этом "сером здании" в 70-80-е, когда там уже было МВД, работала моя мама. Сосновый парк напротив — до сих пор мой второй дом, я часто гуляю там.
По дороге в детский сад мы с мамой проходили мимо того места, где когда-то находилось общежитие. Там в 40-е жил Домбровский. Там его арестовали уже в последний раз, в 1949 году.
Студенткой я собирала яблоки рядом с шестой бригадой совхоза "Горный гигант", о котором рассказывается в "Хранителе древностей". Эти яблоневые сады уже вырубили, сейчас там район, застроенный дорогими особняками.
Наконец, одно из моих мест работы находилось прямо по соседству с бывшей конспиративной квартирой НКВД. Туда героя романа "Хранитель древностей" Зыбина ночью привезли сотрудники спецслужбы. Сейчас там располагается санаторий МВД.
Домбровский описывает родные мне места, в которых я с детства и до сих пор существую. Поэтому меня давно уже не покидает ощущение, что его книги пришли ко мне не случайно, они будто дожидались меня.
Алматинские перемены
Город со времен Домбровского — 30-х и 40-х — стал абсолютно другим. Снесли очень много старых исторических зданий. Единственное, что меня еще радует — это наша улица. На ней есть один участок, который я называю "серый район": там, кроме "серого здания" и Соснового парка, стоят три дома, где жили бывшие сотрудники НКВД. Каждый день я проезжаю мимо и думаю: "Господи, сколько же этот район еще простоит? Хватило бы его на мою жизнь".
Домбровский действительно любил это место. Главный герой двух его романов, "хранитель древностей", кажется, неотделим от своего кабинета на чердаке храма-музея. Писатель уделил в романе много внимания его строителю Андрею Зенкову. Он руководил строительством Свято-Вознесенского собора, который до сих пор называют чудом деревянной архитектуры.
В 1976 году Домбровский написал сценарий фильма "Шествие золотых зверей", где использовал некоторые мотивы из "Факультета". Разумеется, действие там происходит в Алматы и в его любимом соборе. Теперь этот фильм — редкая возможность вернуться в уютную атмосферу города конца 70-х.
Философия зла
Читателей и почитателей Домбровского в Алматы очень мало. Многие алматинцы, даже если читали романы, не знают, где находятся этот Сосновый парк и бывшее здание НКВД, и никогда там не бывали.
Раньше в городе проводились экскурсии "Алма-Ата литературная", но тогда о Домбровском говорить было нельзя. Сейчас рассказывать о нем можно, но это интересно очень немногим.
Солженицына, Шаламова и Домбровского объединило лагерное прошлое, но они обращались к нему по-разному. Домбровского больше, чем быт лагерей, интересовала философия зла. Он хотел понять, почему все общество вдруг в какой-то момент сходит с ума, и одна его часть творит над другой произвол.
Культура против зомби
Домбровский всегда говорил, что хотел, и вел себя абсолютно свободно — до самого конца. Его даже отсидки ничему не научили. Наверное, когда человеку нечего терять, страх проходит. Тут показателен один пример.
Главный посыл Домбровского — всем людям надо учиться думать своей головой. Какие-то силы всегда покушаются на самое главное в человеке: на его сознание. Единственное противоядие массовому зомбированию — это культура.
Если бы можно было попасть в прошлое, я хотела бы пройтись с Юрием Осиповичем по старому уютному Алматы 30-х и 40-х годов. Я смогла бы спросить его обо всем, что осталось для меня непонятным в его романах и в его жизни.