АСТАНА, 22 фев — Sputnik, Айгюзель Кадир. Его взгляд следит за каждым движением балетных танцоров столицы. Пальцы прикасаются к кнопке фотокамеры, чтобы запечатлеть момент, который позже он опишет выражением "вне времени".
Балерины Астаны, кажется, покорили петербуржского фотографа Алексея Кривцова, чьи работы есть в частных коллекциях во Франции, США, Аргентине, Лондоне, Нидерландах. Волнующие, грациозные изгибы тел артистов Astana Ballet через объектив известного мастера, казахстанцы смогут увидеть в апреле. В интервью Sputnik Казахстан Кривцов рассказал о том, как влюбился в казахское балетное искусство.
- Алексей, как зародилась идея организовать фотовыставку театра Astana Ballet?
— Меня пригласили для осуществления выставочного проекта, который посвящен и Astana Ballet, и вообще балетному искусству в самом широком смысле. Именно это и заинтересовало. Поначалу я даже не поверил своему счастью, потому что мне предложили сделать не просто красивые фотографии балерин на белом или черном фоне, а жанровые фотографии. Необычные движения с балетной грацией, высокой техникой в том стиле, в котором я люблю работать.
- В чем особенность вашего подхода?
— Я люблю снимать балет, отдал этому делу более десяти лет своей жизни. К пониманию языка танца шел постепенно. По образованию я фотожурналист, инженер и художник-график. Мой опыт аккумулировал не только знания этих профессий, но и большое количество работ западных мастеров и российских фотографов, которыми я восхищаюсь. Я понял, как необходимо найти свою точку зрения, свой взгляд, свой стиль. Я ценю правду, красоту настоящего момента, и я художник, который обязан соединить образность и, возможно, философичность, чтобы в доли секунды найти то самое, что выйдет за рамки буквальности.
- Что это означает, по-вашему?
- Удалось ли показать через работы сочетание национального колорита и новизны?
— Я думаю, удалось. Я сумел показать индивидуальность в том числе. Казахские девушки обладают своей уникальной национальной красотой. Если начну описывать, то это будет поэзия о разрезе глаз и полете черных бровей, о волнующих линиях скул. О загадочности, сдержанности, ласковости, вулкане эмоций, скрывающемся внутри…
Семь вуалей
- Какова концепция фотовыставки?
- Как проходил процесс съемок?
— Я хочу поблагодарить руководство театра за оказанное доверие. Мне обозначили свои пожелания, я в ответ написал о своем видении, которое было принято. Мы договорились о концепции фотопроекта. Был дан полный карт-бланш. Был обеспечен доступ в любые уголки театра, потому что съемки проводились не только на сцене перед залом, а везде. Буквально везде — за сценой, за кулисами, в так называемых карманах, где очень интересные конструкции, в подвале. Это было невероятно интересно и для меня и для артистов балета.
- Известно, что вам больше близка черно-белая эстетика. Увидим ли мы на выставке цвет?
— Надеюсь. Когда я увидел красоту национальных казахских костюмов, которые задействованы в постановках, у меня возникла мысль оставить цветные работы. Но пока мы это обсуждаем, думаем. Съемки нужно осмыслить.
— Зал позволяет выставить порядка 60 работ. Отбор, конечно, будет очень строгий, но это правильно. Когда проходила моя персональная выставка в Лондоне, там я должен был показать 17-19 работ, некоторые были распечатаны на баннерах длиной девять и высотой два с половиной метра. Приходилось отказываться от многих фотографий, чтобы выстроить экспозицию. В итоге получилось грандиозно. Думаю, в Казахстане мы сделаем выставку еще круче!
О честности и критике
- В столице вы находитесь пять дней, но уже успели полюбить театр Astana Ballet. За что именно?
— За открытость к новаторству. Мне очень импонирует то, что он старается сохранить национальные традиции и стремится открывать новые грани балетного искусства. К тому же здесь работают очень профессиональные люди.
- В чем ваша сильная сторона, как фотографа?
— Честность. Восприимчивость. Мне удается показать что-то большее, чем просто картинку… Передать чувства и энергию.
- А слабая?
- Боитесь критики?
— Нет. Мы же знаем, что страх вообще присущ человеческой природе. Но, только преодолевая его, мы чего-то можем добиться. А критика – это нормально, когда она конструктивная, а не основана на зависти. Совсем недавно я снимал Бориса Гребенщикова, известного музыканта. Нашелся человек, который задал мне вопрос: "А стоит ли тратить время на Бориса Борисовича?". Это очень удивило. Замечательно, когда от меня ждут фото прекрасных балерин, но рамки моего мира широки. Мне интересны люди.
- Уезжать из Астаны вы будете с определенным творческим багажом. Готовы вернуться сюда и присоединиться к новым проектам?
— С удовольствием. Сейчас, главное, продемонстрировать этот проект в апреле совместно с арт-центром Kulanshi, ForteBank. Я буду счастлив, если возникнут новые проекты еще с какими-то объединениями. Творчество способно вдохновлять и зажигать. Так почему бы вместе не придумать что-то грандиозное и яркое для людей! Я убедился, что в этом городе ценят искусство и красоту. А это то, к чему я всегда стремлюсь.