Корреспондент Sputnik Казахстан обратился к Лиме Диас, эксперту в сфере корпоративной социальной ответственности и благотворительности с вопросами о том, насколько в условиях капитализма актуально говорить о равных возможностях, солидарности и уважении прав человека.
– Лима, однозначного понимания того, что такое социальная справедливость нет, каждый вносит в него что-то свое. При этом у нас в стране, у многих это словосочетание в лучшем случае вызывает усмешку… не веря в то, что оно есть. Как социальную справедливость понимаете вы?
Социальная справедливость – это не статичное состояние, это принцип, по которому выстраиваются отношения между личностью и обществом. Если вернуться к тезису о потребности справедливости, то стоит добавить, что социальная справедливость – это запрос на соблюдение человеческих прав, на возможность быть свободным. Это запрос человека на уважение и уважительное отношение общества к нему как к личности, вне зависимости от сферы: социальной, экономической или политической.
– Но это ведь одна из любимых тем для обсуждения в нашей стране, когда затрагивают всю таблицу Менделеева и нефтяные запасы, а потом сравнивают эти богатства с размерами соцпособий и прожиточным минимумом…
– Разговоры типа "заберите деньги у богатых и отдайте бедным" я расцениваю, как простое перекладывание ответственности с себя на кого-бы то ни было. Когда люди не берут ответственность за свою жизнь, материальное благополучие и ситуацию, в которой они оказались, – это очень опасный путь. Он может привести к несправедливости.
Когда мы говорим о социальной справедливости, очень большую роль здесь играет бизнес, потому что бизнес – это работодатель, игрок, который влияет на экономику страны в большей или меньшей степени, завися от его размера.
Очень широкое и важное понятие – корпоративная социальная ответственность, когда бизнес говорит: да, я понимаю свою значимость и роль обществе, я отдаю себе отчет в том, что влияю на то, будем ли мы жить приближено к принципам социальной справедливости, будет ли она торжествовать в обществе или нет. Однако, при всем желании небольшая группа предпринимателей, не сможет решить проблемы всего общества.
– А наши бизнесмены созрели до того, чтобы брать на себя социальную ответственность?
А бизнес очень эффективен именно в социальной сфере, потому что в решении социальных проблем, иногда не хватает взвешенного, четкого бизнес-подхода.
Считаю, что развитие корпоративной социальной ответственности — один из хороших примеров стремления к социальной справедливости.
– Лима, в какой момент у предпринимателей приходит осознание, что то, чем он занимается, может не только приносить деньги, но и быть социально важным и полезным для общества? И как быть с устоявшимся мнением, что чем богаче, тем жаднее?
– У человека, если он достаточно успешен в бизнесе, появляется желание помогать другим. Предположу, что корни этого немного эгоистичные, желание быть хорошим, когда человек начинает вступать в сделку со своей совестью. Это, наверное, и есть такой первый сигнал, что владелец бизнеса готов заниматься социальной ответственностью.
Но есть еще ряд положительных моментов. Например, если крупный работодатель оказывает достаточное внимание семьям своих сотрудников, это не может не сказать на производительности труда. Еще очень важен GR эффект: помощь в решении социальных проблем воспринимается положительно со стороны государственных органов. Эта практика очень развита на западе, когда ответственные компании получают преференции от государства.
Сейчас у нас благотворительность, социальная ответственность лежит в поле "хорошо-плохо", "добро-зло". На самом деле эффективная благотворительность лежит гораздо глубже, чем просто эмоция, это сложная и серьезная тема, на которую я настоятельно рекомендую обратить внимание представителям бизнеса.
– А как обстоят дела с социальным предпринимательством у нас в стране? Ведь это отличная возможность реализоваться в бизнесе и помочь тем, кто в этом нуждается.
К сожалению, очень часто, наши граждане, обращаясь к предпринимателям с просьбой решить их финансово-бытовые проблемы, оперируют – у вас денег много, вы должны мне помочь. При этом любой бизнес создается с целью коммерциализации, получения прибыли. А вот если создается предприятие или производство изначально с целью изменить общество, то это подпадает в понятие "социальное предпринимательство".
– Одной из составных частей социальной справедливости является благотворительность. Тема для вас близкая, можно сказать родная. Как часто в фонд Самрук –Казына Траст, в котором вы работаете, люди обращаются с просьбой помочь?
– В фонд Самрук-Казына Траст в неделю поступает порядка пяти писем, как от физических, так и от юридических лиц. Многие из этих запросов сводятся к решению бытовых проблем. Как бы нам не хотелось, на личном, эмоциональном уровне, помочь всем мы не можем, ресурсов фонда не хватит на то, чтобы решить индивидуальные проблемы всех людей.
Какое-то время в партнерстве с благотворительным фондом мы помогали людям отправлять детей на реабилитацию за рубеж. Но мы понимали, что этот путь неустойчивый, неэффективный. Всех детей вылечить мы не сможем, а реабилитация – это непрерывный процесс.
Если сказать коротко, то мы в фонде ищем корень проблемы и пытаемся работать с ним, а не с последствиями.
Качественная благотворительность – это не порыв души, это не про эмоции, сострадание, жалость и слезы. Людям действительно нужно помогать, а не сопереживать и вместе плакать. Задача благотворительности в том, чтобы проникнуться проблемой, вовремя оставить эмоции и решить проблему.
– Вы говорите, что качественная благотворительность – это не порыв души, а обращались ли к вам меценаты, у которых были деньги и они хотели их пожертвовать. Вспомните самую крупную сумму, которую предлагали бизнесмены?
Но у многих бизнесменов, сейчас возникает вопрос о том, как правильно это делать, чтобы это была не одноразовая акция, а реальная помощь тем, кто в ней нуждается. Некоторые бизнесмены поначалу начинают "причинять" добро, порождая иждивенчество, "подсаживая" на финансовую зависимость благополучателей, помогая отдельным нуждающимся семьям. Очень часто такая помощь развращает людей. Бизнесменам нужно научиться объединяться, обмениваться опытом и обмениваться успешными или провальными историями, чтобы вместе становиться лучше в этом. Самая опасная вещь в благотворительности — порождение иждивенчества.
– Вы за то, чтобы о сделанном добре говорили или оно было тихим?
– Очень здорово, что многие частные меценаты, кто хочет помочь, не пиарясь помогают молча. История с корпорациями совершенно другая. Считаю, что крупный бизнес должен говорить о своей социальной работе, чтобы быть примером и выносить реальные социальные проблемы на более высокий уровень общественного внимания, не умалчивая их.
– Лима, насколько на ваш взгляд, благотворительность в Казахстане сейчас далека от отмывания денег, от желания замолить свои грехи?
– Озвучьте, пожалуйста, поэтапно, что нужно делать начинающим меценатам, желающим заниматься качественной благотворительностью?
– В первую очередь, нужно понять кто вы, понять свои сильные стороны, и где вы сможете произвести наибольший результат.
Нужно определить тех, кому вы намерены помогать, и действительно нужно ли им это. "Причинять" добро не нужно, прислушивайтесь к обратной стороне.
– Лима, как вы относитесь сами к сообщениям в социальных сетях, призывающим помочь детям. И что вы порекомендуете в качестве профессионала тем, кто распространяет подобные сообщения, в том числе отечественным звездам?
В поисках помощи отовсюду, люди теряют много драгоценного времени, если речь идет о спасении чьей-то жизни. Если человек сталкивается с проблемой, нужно идти в министерство здравоохранения и уважаемый благотворительный фонд.
На Западе, и уже в России, звезды, которые имеют большую аудиторию и платформу для объединения людей, присоединяются к каким-либо фондам и становятся бренд- амбассадорами. Они поддерживают какую-то тему или организацию, проводят флешмобы. Думаю, нашим селебрити нужно брать пример и не распылять внимание своей аудитории на частные случаи, а поддерживать профессиональные фонды, и, если хотят, освещать конкретные проблемы.
– Лима, в рамках нашего проекта "Персона" мы говорим не только о деятельности наших героев, но и затрагиваем вопросы личностного характера… И первое, что хочется уточнить Лима, это не псевдоним?
– Нет, меня зовут Лима Диас, моего отца зовут Диас и мое имя задокументировано.
– Вы отучились за рубежом, поработали там и приехали в Казахстан, через некоторое время вы устроились работать в национальную компанию, что для многих в жизни приравнивается к главному счастливому билету. Расскажите, как справились с завистью, слухами и легендами о том, как вы попали в национальную компанию.
– Лима, вы же не будете отрицать, что для многих имеет значение то, где человек работает. Флер социального статуса ведь никто не отменял.
Приехав в Казахстан учебы и работы за границей, мне пришлось доказывать, что я молода, но в это же время — профессионал. В казахстанской корпоративной сфере нужно доказывать свою компетентность, разрушая навешанные ярлыки, здесь нет аванса доверия, всего нужно добиваться своим трудом.
– Если я не ошибаюсь, вы поклонница русской литературы. Какая книга является вашей настольной? Чье творение оказало на вас наибольшее влияние?
– Мое самое любимое произведение – "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Сейчас оно стало настоящим клише, но именно эта книга является той, к которой мне хочется возвращаться вновь и вновь. В этой книге я всегда нахожу что-то новое, раз шесть я ее читала и нахожу в ней и бога, и любовь и мистику, и социальную сатиру.