АСТАНА, 21 сен — Sputnik, Сергей Ким. Вы идете по коридорам пансионата "Самал", построенного с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями. Широкие коридоры, поручни вдоль стен, желтые дорожки для незрячих, выветрившийся было из памяти запах старого детского сада. Где-то здесь проходит мастер-класс по бальным танцам для колясочников.
Второй этаж, негромкая музыка. Вы заходите в светлый просторный зал, где в два ряда на колясках выстроились люди с доверчивыми и внимательными глазами. Вот они синхронно и очень старательно вскидывают руки вслед за тренером.
Дакен Туребекова – председатель комитета по спортивным танцам на колясках — вместе с дочерью объясняют что-то про правильное положение спины. Время от времени тренеры шутят – ученики охотно смеются. Мастер-класс – часть первого открытого конгресса Казахстана по паратанцам.
"Коляска – часть тела, она работает вместе с телом", — объясняет Туребекова. Несколько лет назад она, продолжатель хореографических семейных традиций (династия с 1971 года славится достижениями в бальных и народных танцах), приехала в Алматы из Тараза. Депутат городского маслихата Сабина Аманкелды предоставила зал. Дакен Абдугалиевна рассказывает о сразу же появившихся трудностях.
"Наверное, есть определенный страх самих людей перед таким красивейшим видом спорта. Зал появился, а нам было тяжело набрать партнеров, сидящих в коляске. И мы давали объявления, просили во всех местах, где бываем – хоть в салонах красоты, хоть в тренажерном зале: "Ребята, может быть, вы встретите людей, которые сидят в коляске и даже не хотят танцевать. Их надо привести к нам в зал, и они от нас не уйдут", — рассказывает женщина в перерыве.
Страх публичности и привычку оставаться в тени очень трудно перебороть. Об этом рассказывает женщина с озорным взглядом Асылай Акбергенова. На конгресс она приехала со своим тренером Гульсиной Байкеновой из Атырау. Вдвоем они изучают бальные па от профессионалов.
В жизни Асылай танцы появились неожиданно: в 2009 году в городскую инвалидную организацию пришло приглашение из Костаная. Организаторы фестиваля танцев на колясках собирали все регионы. Захотелось участвовать. Нашли партнера. Но тут же выяснилось — самое трудное впереди. Где найти тренера по паратанцам?
"До этого я не танцевала вообще. Не сценический человек абсолютно. Вскоре я познакомилась с тренером Гульсиной, это было в спортзале реабилитационного центра в городе Атырау, она к нам приехала. Это была судьбоносная встреча, которая изменила мою и ее жизнь. Ни я, ни она не имели представления, что такое танцы на коляске", — рассказывает Акбергенова.
"Я балерина, окончила Фрунзенское хореографическое училище, работала в России, приехала в Казахстан. В Атырау открыла первую балетную студию. Наверное, судьба свела меня с этой практикой, — добавляет Гульсина Байкенова, — Это была, конечно, очень интересная встреча. От балета до паратанцев, казалось, пропасть. Когда подошла к Асылай и второму участнику Руслану в первый раз, я боялась просто подать ладонь – чувствовала какое-то расстояние, какие-то разные наши грани. Это настолько было для меня тонко, сложно и неописуемо… После того, как мы познакомились, в первый день я не смогла начать тренировки, пришла домой и очень долго плакала. Плакала из-за страха: справлюсь ли я".
Женщины, ставшие хорошими подругами, рассказывают: в совместной работе никаких ориентиров у них не было, им просто объяснили, как примерно должен выглядеть танец для конкурса. Приходилось идти методом проб и ошибок. В итоге – в далеком 2010 году удалось занять на республиканском фестивале первое место. На конгресс в Алматы они приехали, чтобы поучиться у профессионалов – говорят, предела совершенству нет.
"С тех пор, как занялась танцами, многое изменилось – я стала знаменитой в своем городе. Во-вторых, ушли какие-то внутренние комплексы человека, который хотел оставаться незамеченным. У каждой женщины есть немного комплексов, без этого не бывает", — с улыбкой рассказывает Асылай Акбергенова.
"Сейчас мы с Асылай стали большими друзьями, дружим семьями. Я получаю большой заряд энергии, силы воли, духа, внутреннего вдохновения. И это состояние я хочу передать каждому. Эти люди каждый день преодолевают препятствия, и это очень сильно вдохновляет", — добавляет Гульсина Байкенова.
Во время перерыва на середину зала перемещаются три парня и девушка. Это гости из Кыргызстана. В Алматы они приехали ради обучения спортивным танцам, но их стезя и основное занятие — танцы современные. То, что они вытворяют во время показательного выступления – поражает воображение. "Коронка" — стойка вверх-ногами на одном костыле. Выражение "люди с ограниченными возможностями" после просмотра начинает казаться грубым.
После длительных очень искренних и каких-то чистых от манерности оваций, мастер-класс продолжается. Помимо казахстанцев из разных городов, танцевальные па внимательно повторяют за тренером гости из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Турции. В каждой из этих стран ситуации с паратанцами складываются по-разному. В Казахстане не все благополучно.
"В 2013 году в Таразе проходила спартакиада по танцам на колясках, в этом году проходят пара-соревнования в Атырау, и там нет танцев на колясках. Почему? У нас есть люди, которые танцуют… Но один из немаловажных моментов – по положению Национального паралимпийского комитета заявляющая сторона, то есть область, должна представить две пары – два человека в коляске и два без коляски. Но в каждом городе страны нет двух таких пар – а только такие регионы могут участвовать в спартакиаде. Если бы была система, если бы в каждом регионе были минимум две пары, то паралимпийский комитет провел бы соревнования. Это только по нашей вине, конечно, но обидно все равно", — говорит Дакен Туребекова.
У казахстанских паратанцев бывают успехи, есть случаи участия наших спортсменов на международных соревнованиях. Но это не результат работы слаженной системы, а индивидуальные достижения. Дакен Туребековой остается только мечтать о том, чтобы в каждом регионе большой страны занимающихся ее любимым видом спорта было больше.
"В прошлом году, когда нам дали зал в Алматы, мы поняли, что паратанцы − это большая реабилитация для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Например, у нас есть девушка с ДЦП – за год поменяла свои костыли, встала на ступни, расправила плечи, однажды сказала: "Дакен-апай, я сегодня ночью впервые поправила свой воротник!" – и мы плакали…", — вспоминает она.
В глазах многих учеников – радость и удивление. В танце и нетипичных в обычной жизни движениях они будто заново себя узнают. Занятия в просторном светлом зале продолжаются, несмотря на поздний час.