Одиннадцать лет назад, в 2007 году, на аналогичном мероприятии в том же Мюнхене Россию представлял президент РФ Владимир Путин, предупредивший Запад, что стремление играть не по правилам ни к чему хорошему не приведет. Будет просто разрушен существующий миропорядок, в котором, кстати, Запад доминировал.
Бенефис Лаврова
В 2018 году Россия была представлена в Мюнхене министром иностранных дел. Лавров не выступал с эпохальными речами. Он вел рутинные переговоры, а его выступление на пленарной панели было обычным доведением позиции государства до всех, кто хочет вовремя встроиться в новую мировую архитектуру. Лавров откровенно доминировал на конференции, не прилагая для этого видимых усилий.
На конференции обсуждались все ключевые проблемы современного мира. Сирийский кризис, корейский кризис, украинский кризис, турецко-курдская и ирано-израильская проблема. США во все эти кризисы ангажированы. При этом единственные два человека, которые уполномочены формулировать внешнеполитическую позицию США, на конференции отсутствовали. То есть старая позиция Вашингтона уже не играет, а новую сформулировать пока не получается.
И это было правильное решение. Тут надо отдать должное опыту американской дипломатии. Они уступили Лаврову важную площадку, но сохранили за собой возможности для продолжения игры.
Тем не менее уже тот факт, что США, привыкшие диктовать, были принуждены к дипломатическому маневру, свидетельствует о том, что поздневашингтонское мироустройство больше не работает. Мюнхенская конференция – площадка, организованная Западом. Отступление с нее США выглядит примерно так же, как если бы Россия предоставила США возможность доминировать на саммите ШОС.
Украинский калейдоскоп: Порошенко, Тимошенко, Кличко
Провал патронируемого США режима – это провал США. А провал налицо. Хотя бы потому, что в Мюнхен, кроме Порошенко, прибыли Тимошенко – его главный оппонент, Кличко, ищущий возможность удержаться в намечающейся новой конфигурации украинской власти, а где-то в местном аэропорту был обнаружен недавно выдворенный с Украины Саакашвили.
Интересно, что накануне конференции Порошенко звонил Путину и о чем-то его просил. Судя по всему, не упросил, поскольку 16 февраля не состоялась анонсированная МИД Украины встреча в нормандском формате. Формально она была сорвана немцами и французами, но, думаю, если бы Париж и Берлин не были уверены в жесткой и бескомпромиссной позиции Москвы, если бы Кремль послал сигнал, что он готов подыграть Порошенко, встреча бы состоялась.
О том, кого Порошенко считает виновным в срыве встречи, говорит и тот факт, что 17 и 18 февраля, когда конференция еще продолжалась, в Киеве штурмовали здание Россотрудничества. Петр Алексеевич явно решил показать Москве, какие опасные люди придут к власти после него. О редком раздражении Порошенко свидетельствует и его бессмысленная русофобская речь на конференции, которую практически никто не пришел слушать.
Так что радостная встреча была отнюдь не случайна. Как не случайным был и звонок Порошенко Путину. Кто бы ни захватил (или удержал) власть на Украине, он будет нуждаться в российской поддержке. США и Европа слишком явственно умывают руки, а за счет внутреннего ресурса Украина выжить не может.
Нацисты у власти в Киеве – это, конечно, очень плохо. Но и при Порошенко они все равно диктуют власти свою повестку, и при Тимошенко будут диктовать. Так что лучше ужасный конец, чем ужас без конца.
Европа, Сирия, Израиль
Между тем полный, окончательный и бесповоротный провал американской политики на Украине был зафиксирован в Мюнхене, когда Германия и Австрия не просто в очередной раз высказались в пользу "Северного потока-2", но дали ясно понять, что все потуги включить его в сферу действия третьего энергопакета ЕС будут проигнорированы. Потому что это хороший бизнес для Германии и Австрии.
Кроме того, в ходе данной конференции была в очередной раз подтверждена приоритетная роль России в определении формата урегулирования сирийского кризиса. Москва также смогла перехватить у Вашингтона управление курдским урегулированием. В отличие от США, у России получается выступать "честным маклером" в модерации курдо-турецкого конфликта и понуждении сторон к поиску компромиссного решения.
Впрочем, пока что Израиль желает решить свою проблему, ничего не давая взамен. Раньше, может быть, получилось бы, но за последние лет десять Россия очень хорошо научилась торговаться. Тем более что спешить ей некуда.