АСТАНА, 29 дек — Sputnik. Железнодорожный транспорт в 2017 году увеличил отгрузку зерна и муки в зерновом эквиваленте более чем на 800 тысяч тонн по сравнению с 2016 годом, сообщает пресс-служба АО "НК "Қазақстан темір жолы".
В зерновом эквиваленте в 2017 году объемы погрузки зерна и продуктов перемола составят 13,5 миллиона тонн, что на 6,3% выше уровня прошлого года. Прирост в зерновом эквиваленте в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 805 тысяч тонн, в том числе на экспорт — 547 тысяч тонн.
По информации Кулакова, в этом году традиционная география рынков сбыта казахстанского зерна и муки сохранилась. Это Узбекистан (2 миллиона тонн), Таджикистан (1 миллион тонн), Афганистан (2,1 миллиона тонн) и Иран (2 миллиона тонн).
Отгрузки в направлении этих стран в зерновом эквиваленте увеличились в размере 364 тысячи тонн. Выросли перевозки: в Узбекистан − на 7%, Иран – на 26%, Афганистан – на 6%. Основной прирост объемов перевозки произошел в ноябре-декабре текущего года.
"Особенностью нынешнего сезона является также тот факт, что рекордные урожаи собраны в России и на Украине. Этот фактор повлиял на транспортный и зерновой рынки Казахстана. В результате повышения спроса на зерновозы в РФ и увеличения ставок на них в соседней стране произошел отток иностранных частных операторов, ранее работавших на казахстанском рынке", — сказал Кулаков.
Так, пропускная способность инфраструктуры стран Центральной Азии – потребителей казахстанского зерна и муки − составляет 600 тысяч тонн зерна и 200 тысяч тонн муки в месяц.
В основном это связано с погрузочно-разгрузочными операциями в Афганистане, зачастую осуществляемыми ручным способом. Так, станция Хайратон (Афганистан) способна ежесуточно выгружать 3,5 тысячи тонн муки при отправляемом грузоотправителями объеме 7 тысяч тонн муки.
Из-за длительных простоев вагонов на начальных и конечных операциях более 40% вагонов выбывают из оборота, превращаясь в "склады" на колесах. По этой причине не удается полностью выполнить заявки на подачу вагонов.
Наряду с этим, проводимая Узбекистаном политика по накапливанию запасов зерна для последующей переработки в муку и экспорта в Афганистан также создает избыточное предложение на рынке и давление на транспортную инфраструктуру Центральной Азии.
В числе причин нехватки вагонов, как отметил Минсельхоз, стало замедление оборота вагонов. При этом анализ показывает, что оборот вагонов в текущем году увеличился на 10 суток к аналогичному периоду прошлого года. Основные наши потери оборота вагонов происходят на начальных и конечных операциях, осуществляемых грузоотправителями и грузополучателями.
Для увеличения грузооборота и реализации экспортного потенциала страны Минсельхоз внесло предложение о строительстве терминала класса А на территории Афганистана, который позволит равномерно в течение года производить перевозку муки, особенно это актуально в летний период.
В КТЖ решение вопроса видят в дальнейшем развитии контейнерных перевозок зерна и муки. Так, в текущем году перевезено более 8 тысяч тонн зерновых грузов в контейнерах. Произведена перевозка назначением Вьетнам, через порт Ляньюнган. Осуществляется погрузка контейнеров с тарированным зерном назначением Мерсин (Турция), через новую железнодорожную линию Карс – Ахалкалаки, а также погрузка в КНР (СУАР). В 2018 году АО "НК "ҚТЖ" планирует произвести закуп 5 тысяч контейнеров.
В то же время компания предлагает ужесточить меры экономического характера к грузоотправителям по выполнению оборота вагонов на сопредельных территориях в точках выгрузки и погрузки.
Планируется привлечь дополнительный парк, 2 000 вагонов, по рыночной цене − 15 тысяч тенге, что позволит увеличить используемый парк зерновозов до 11 тысяч вагонов, хотя в условиях существующих ограничений по инфраструктуре в странах Центральной Азии есть вероятность превращения вагонов в "склады на колесах".
Железнодорожники предложили о регулировании Минсельхозом в лице Продовольственной корпорации объемов поставок в разрезе экспортных направлений, проведении со стороны государства интервенций по закупке зерна по аналогии с 2007-м и 2009 годами для сглаживания сезонных и своповых колебаний.