КТЖ: отгрузка зерна и муки увеличилась на сотни тысяч тонн в 2017 году

© Sputnik / Игорь Агеенко / Перейти в фотобанкРабочий насыпает пшеницу в грузовик, архивное фото
Рабочий насыпает пшеницу в грузовик, архивное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
Железнодорожный транспорт в 2017 году увеличил отгрузку зерна и муки в зерновом эквиваленте более чем на 800 тысяч тонн по сравнению с 2016 годом, сообщает пресс-служба АО "НК "Қазақстан темір жолы".

АСТАНА, 29 дек — Sputnik. Железнодорожный транспорт в 2017 году увеличил отгрузку зерна и муки в зерновом эквиваленте более чем на 800 тысяч тонн по сравнению с 2016 годом, сообщает пресс-служба АО "НК "Қазақстан темір жолы".

Зерно, архивное фото - Sputnik Казахстан
Денег нет: "Продкорпорация" объяснила свою пассивность на зерновом рынке
Как сообщил руководитель АО "КТЖ – Грузовые перевозки" Оралхан Кулаков, в текущем году погружено 8,9 миллиона тонн зерна (из них во внутриреспубликанском сообщении – 3,1 миллиона тонн, на экспорт – 5,8 миллиона тонн), 3,2 миллиона тонн муки (в том числе во внутриреспубликанском сообщении – 0,8 миллиона тонн, на экспорт – 2,4 миллиона тонн).

В зерновом эквиваленте в 2017 году объемы погрузки зерна и продуктов перемола составят 13,5 миллиона тонн, что на 6,3% выше уровня прошлого года. Прирост в зерновом эквиваленте в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 805 тысяч тонн, в том числе на экспорт — 547 тысяч тонн.

По информации Кулакова, в этом году традиционная география рынков сбыта казахстанского зерна и муки сохранилась. Это Узбекистан (2 миллиона тонн), Таджикистан (1 миллион тонн), Афганистан (2,1 миллиона тонн) и Иран (2 миллиона тонн).

Отгрузки в направлении этих стран в зерновом эквиваленте увеличились в размере 364 тысячи тонн. Выросли перевозки: в Узбекистан − на 7%, Иран – на 26%, Афганистан – на 6%. Основной прирост объемов перевозки произошел в ноябре-декабре текущего года.

Вагоны-зерновозы - Sputnik Казахстан
В КТЖ объяснили очереди зерновозов в порту Актау
Вместе с тем в направлении Ирана изменилась структура перевозимой номенклатуры зерновых культур: увеличились объемы перевозок ячменя на 63% (324 тысяч тонн), снизились объемы перевозок пшеницы на 185 тысяч тонн, которые переориентированы на рынки Центральной Азии.

"Особенностью нынешнего сезона является также тот факт, что рекордные урожаи собраны в России и на Украине. Этот фактор повлиял на транспортный и зерновой рынки Казахстана. В результате повышения спроса на зерновозы в РФ и увеличения ставок на них в соседней стране произошел отток иностранных частных операторов, ранее работавших на казахстанском рынке", — сказал Кулаков.

Здание КТЖ в Астане - Sputnik Казахстан
Выпуск облигаций КТЖ в рублях признан лучшей сделкой на российском рынке
Он подчеркнул, что в связи с разницей закупочной цены на приграничных с РФ территориях, произошел переток зерна в Казахстан, который впоследствии переориентировался на страны Центральной Азии. В результате потребности в экспорте зерна возросли, что, в свою очередь, снизило инфраструктурные возможности центрально-азиатского региона.

Так, пропускная способность инфраструктуры стран Центральной Азии – потребителей казахстанского зерна и муки − составляет 600 тысяч тонн зерна и 200 тысяч тонн муки в месяц.

В основном это связано с погрузочно-разгрузочными операциями в Афганистане, зачастую осуществляемыми ручным способом. Так, станция Хайратон (Афганистан) способна ежесуточно выгружать 3,5 тысячи тонн муки при отправляемом грузоотправителями объеме 7 тысяч тонн муки.

Из-за длительных простоев вагонов на начальных и конечных операциях более 40% вагонов выбывают из оборота, превращаясь в "склады" на колесах. По этой причине не удается полностью выполнить заявки на подачу вагонов.

Наряду с этим, проводимая Узбекистаном политика по накапливанию запасов зерна для последующей переработки в муку и экспорта в Афганистан также создает избыточное предложение на рынке и давление на транспортную инфраструктуру Центральной Азии.

Рабочий насыпает пшеницу в грузовик, архивное фото - Sputnik Казахстан
"Стоят по 15 суток" – в КТЖ заявили о нехватке вагонов для экспорта зерна
В целях оперативных решений для пропуска экспортных перевозок КТЖ предприняло следующие меры: организованы шатлы-поезда со скоростью 800 км в сутки; решен вопрос с Узбекской железной дорогой по строительству дополнительных путей на участке Келес — Чукурсай, благодаря чему обеспечивается ежесуточный пропуск 100 тысяч тонн груза (26-30 пар поездов), или 3 миллиона тонн в месяц; в порту Актау на полную производственную мощность вышел вновь построенный Северный терминал с перевалкой 120 тысяч тонн в месяц; существующий флот − четыре судна АО "KTZ Express Shipping" − обеспечивает вывоз казахстанского зерна с портов.

В числе причин нехватки вагонов, как отметил Минсельхоз, стало замедление оборота вагонов. При этом анализ показывает, что оборот вагонов в текущем году увеличился на 10 суток к аналогичному периоду прошлого года. Основные наши потери оборота вагонов происходят на начальных и конечных операциях, осуществляемых грузоотправителями и грузополучателями.

Для увеличения грузооборота и реализации экспортного потенциала страны Минсельхоз внесло предложение о строительстве терминала класса А на территории Афганистана, который позволит равномерно в течение года производить перевозку муки, особенно это актуально в летний период.

Архивное фото сбора урожая пшеницы - Sputnik Казахстан
Бишкек не хочет зависеть от казахстанского зерна
Вопрос инфраструктурных ограничений решается и в порту Актау, где организован сезонный мультимодальный комплекс для перевозки зерна. Данный сервис консолидирует в единую цепочку всех участников перевозочного процесса: производителей, элеваторы, операторов вагонов, трейдеров, брокеров и других.

В КТЖ решение вопроса видят в дальнейшем развитии контейнерных перевозок зерна и муки. Так, в текущем году перевезено более 8 тысяч тонн зерновых грузов в контейнерах. Произведена перевозка назначением Вьетнам, через порт Ляньюнган. Осуществляется погрузка контейнеров с тарированным зерном назначением Мерсин (Турция), через новую железнодорожную линию Карс – Ахалкалаки, а также погрузка в КНР (СУАР). В 2018 году АО "НК "ҚТЖ" планирует произвести закуп 5 тысяч контейнеров.

В то же время компания предлагает ужесточить меры экономического характера к грузоотправителям по выполнению оборота вагонов на сопредельных территориях в точках выгрузки и погрузки.

Планируется привлечь дополнительный парк, 2 000 вагонов, по рыночной цене − 15 тысяч тенге, что позволит увеличить используемый парк зерновозов до 11 тысяч вагонов, хотя в условиях существующих ограничений по инфраструктуре в странах Центральной Азии есть вероятность превращения вагонов в "склады на колесах".

Железнодорожники предложили о регулировании Минсельхозом в лице Продовольственной корпорации объемов поставок в разрезе экспортных направлений, проведении со стороны государства интервенций по закупке зерна по аналогии с 2007-м и 2009 годами для сглаживания сезонных и своповых колебаний.

Лента новостей
0