АСТАНА, 13 дек — Sputnik, Сергей Ким. Известный казахстанский политолог Досым Сатпаев в интервью Sputnik Казахстан заявил, что в ситуацию с забастовкой шахтеров в Карагандинской области должен вмешаться премьер-министр страны Бакытжан Сагинтаев.
Собеседник высказал мнение: требования шахтеров во многом оправданы, а если не повысить престиж рабочих профессий, уголь будет просто некому добывать.
- Как вы можете оценить реакцию на забастовку?
Наши региональные власти часто действуют запоздало и не всегда эффективно, опять же, больше пытаясь поддержать позицию руководства крупных предприятий.
Что касается маслихатов – вроде бы тоже местные органы представительной власти, которые должны бить в набат – от них всегда тишина. Сейчас и депутаты как воды в рот набрали.
У нас в Казахстане на официальном уровне заявили, что создается общество всеобщего труда. Это красивая фраза, но она должна иметь конкретику. Что это значит? Это значит, что в государстве на пьедестал должны подниматься конкретные люди, которые занимаются конкретным трудом.
Это не чиновники, не депутаты, не представители номенклатурной среды, это люди, которые работают в поле – фермеры, шахтеры, учителя, врачи.
- А насколько эта политика концептуально перекликается с той еще, советской, когда декларировался почет к труду условных сварщиков и комбайнеров?
На ком держится страна, кто ее кормит? Фермеры. Кто обеспечивает экспорт нашего сырья? Наши рабочие на нефтяных вышках, в шахтах.
- Ситуация: частная компания, которая занимается добычей угля. И наемные работники хотят добиться повышения зарплаты и выхода на пенсию раньше положенного срока. Два требования разного содержания. Так кто их адресат?
— Что касается повышения зарплаты, понятно, что адресат именно инвестор, который там работает уже не первый год, который получил это предприятие после развала Советского Союза.
Я не говорю про страны третьего мира, где такая же ситуация, как у нас. Я говорю о тех 30 развитых стран мира, куда Казахстан пытается войти. И среди этих стран тоже есть немало государств, где есть своя угледобывающая промышленность, там шахтеры живут в совсем иных условиях, имеют совсем иные социальные пакеты.
Что касается выхода на пенсию – здесь адресатом должно быть правительство. Потому что, опять же, если вспомнить советский период, именно представители тех профессий, которые работают в опасных условиях, всегда выходили на пенсию раньше. Это касалось в том числе и шахтеров.
Выходит, что эту практику, когда был немного дифференцированный подход к выходу на пенсию, ее, на мой взгляд, стоит вернуть. Одно дело, когда человек сидит в теплом кабинете и перекладывает бумажку с одного места на другое, и другое дело, когда человек каждый день спускается в шахту, рискуя каждый день своей жизнью, подвергая рискам свое здоровье.
- Сейчас много дискуссий по поводу настоящей заработной платы шахтеров – одни источники заявляют о суммах выше 300 тысяч, другие – вдвое меньшие. И возникает вопрос – допустим, принимаем как условия задачи и минимальные цифры, и максимальные. Но мы же не можем оперировать категориями "много" или "мало", это же очень абстрактно. Как быть, на ваш взгляд?
Сама зарплата очень важный фактор, конечно. Я, может быть, скажу крамольную мысль, но мне кажется, что нашим шахтерам нужно установить ту же самую зарплату, которую получают наши депутаты, например. Потому что наши шахтеры пользы больше приносят стране, чем наши слуги народа. Более того, я бы предложил нашим депутатам зарплаты сократить, если денег не хватает, а за счет этого увеличить зарплату тем же самым шахтерам.
Потому что речь идет о стратегической угледобывающей отрасли. Недавно один наш депутат громогласно заявил, что в Казахстане угля хватит на 300 лет. Ну и чем мы хвалимся, когда через 10-20 лет у нас шахтеров не останется? Получается, если не останется людей, которые захотят в шахтах работать, нам придется нанимать иностранцев?