АСТАНА, 13 дек – Sputnik, Асем Миржекеева. Третьи сутки в карагандинском регионе решается трудовой конфликт с шахтерами компании "АрселорМиттал Темиртау". Акимат области сообщает, что из 600 шахтеров 154 добровольно уже поднялись из забоев, переговоры с бастующими горняками продолжаются. Основные требования горняков заключаются в увеличении заработной платы до 100% и снижении пенсионного возраста. Кроме того, стало известно о том, что горняки выразили недоверие к профсоюзной организации "Коргау", которая села в первые дни спора за стол переговоров от лица шахтеров с представителями компании "АрселорМиттал Темирау" и государственными органами.
В интервью Sputnik Казахстан председатель территориального объединения профсоюзов "Содружество свободных профсоюзов Карагандинской области" Сергей Белкин рассказал о проблемах горняков и металлургов в регионе, а также о несовершенстве законодательства, регламентирующего работу профсоюзных организаций в Казахстане в целом.
- Сергей Леонидович, давайте вспомним, когда и в какие годы происходили забастовки в карагандинском регионе?
Большая часть забастовок на "АрселорМиттал Темиртау", к сожалению, проходила после гибели шахтеров, когда шахты вынужденно стояли. Это приводило к выступлениям, в результате поднималась заработная плата и решались другие вопросы шахтеров. В этом году происходит в обратной последовательности – первая (забастовка — прим.) произошла на "Казахмысе", а теперь на "АрселорМиттал".
- Основные требования во время забастовок выдвигались экономического характера, то есть повышения уровня заработной платы. Верно?
Также продолжает быть актуальным вопрос выхода на пенсию. Сейчас они выходят на пенсию в 63 года. Для шахтера эта планка завышена. Буквально недавно встретил товарища, с которым работал вместе в бригаде. Ему 61 год и он до сих пор работает под землей, в проходческой бригаде. Это очень тяжело. Все шахтеры хотят выйти на пенсию как минимум в 50-55 лет. Сейчас министр ссылается на возможность аннуитетных выплат, но для этого опять-таки надо иметь хорошие заработки и определенное количество финансовых накоплений. Понятно, что в какой-то мере это улучшает ситуацию с пенсионным возрастом, но не решает ее в целом. Подход к пенсиям шахтеров не должен быть как к льготе. Это не льгота, это компенсация за тяжелый и опасный труд.
- На ваш взгляд, почему государство не идет в этом вопросе навстречу шахтерам? Что мешает сейчас, хотя бы в этом вопросе, услышать бастующих в Караганде горняков?
Но считаю, что этот вопрос должен также подниматься и депутатами. Пока депутатский корпус молчит, не вносит вопрос на повестку, не предлагает проект закона, так и будет происходить.
- Насколько сегодня эффективна работа профсоюзов? Удается ли вам решать проблемы шахтеров и выступать посредником в переговорах между тремя сторонами — работодателем, государством и работником?
Профсоюз – это не буфер. Это представитель работников, он должен выявлять, представлять, выражать интересы. Давайте представим такую ситуацию: работодатель на предприятии не хочет, чтобы народ будоражили. Мы говорим, что ситуация накаляется, давайте проведем собрание, узнаем, что надо, примем меры. Но нам говорят: "А что это вы тут пытаетесь поднять волну недовольства?". Роль профсоюзов заключается в том, что они должны проводить опросы людей, юридически правильно формулировать их требования, а потом уже сесть за стол переговоров, чтобы решать эти вопросы с работодателем. Но у нас не так и, к сожалению, происходят такие стихийные всплески.
- Сегодня прошла информация о том, что бастующие шахтеры выразили недоверие профсоюзу "Коргау" в лице их лидера, Марата Миргаязова…
Я считаю, что в профсоюзах должны работать профессионалы, но для этого должны быть законодательные инструменты. К сожалению, нынешний закон не нацелен на это. Если сейчас попытаться создать локальный профсоюз, где хороший "свой парень" будет сидеть, он обязан будет также вступить в течение полугода в какую-нибудь отраслевую организацию. А если его не примут туда или ему не понравится, тогда он юридически должен быть закрыт. И, кстати, этот отраслевой профсоюз обязан вступить в республиканский, который еще и будет сверху спускать программы и вмешиваться. Понимаете, здесь нет алгоритма решения. Хоть меняй руководителей, хоть оставляй — система сама не способствует решению проблемы. Законодательная база должна обеспечивать право человека на переговоры, на построение договоренностей, но она, к сожалению, не очень работает.