АСТАНА, 6 дек — Sputnik. Сотрудники этого управления Генпрокуратуры не ведут следственных действий, не рискуют жизнью для поимки особо опасных преступников, но наравне с коллегами работают в режиме нон-стоп.
В День работников прокуратуры Sputnik Казахстан побеседовал с сотрудниками управления нормотворчества об их простой, на первый взгляд, работе.
Нынешний 2017 год, по словам заместителя начальника управления координации нормотворческой деятельности Генеральной прокуратуры Аиды Ануар, был очень важным — проводилась конституционная реформа и был принят новый закон о прокуратуре.
"Раньше прокуратура занималась практически всеми вопросами. Например, тот же самый ЕНТ. Все несогласные, даже если в органы образования писали обращения, то копию отправляли нам. Теперь, чтобы разграничить пределы прокурорского надзора, усилить контрольные функции уполномоченных госорганов в разных сферах, был разработан этот закон", — рассказала Аида Ануар.
Принятые нормы, по ее словам, улучшают работу прокуроров. Ануар приводит в пример практику проверок. Раньше, имея основную нагрузку по уголовным делам, прокурорам приходилось ехать с проверками того или иного учреждения в отдаленные поселки.
Теперь же есть возможность, без выезда за пределы города, запросить необходимые документы из любого региона и просмотреть все на месте, исключая человеческий фактор. Благо, повсеместная цифровизация это позволяет.
"Нас всего восемь человек. Управление нормотворческой деятельности впервые было образовано в 1992 году. После этого менялись названия, в разное время были в разных структурных подразделениях, но работа велась. Прокуроры управления принимали активное участие в разработке новых УК и УПК, гуманизации уголовного законодательства, поправок в Конституцию", — рассказывает собеседница.
Работа в управлении кипит круглый год. Небольшую передышку удается получить, когда депутаты парламента уходят на каникулы. Тогда сотрудники управления нормотворчества работают в относительно свободном графике.
"У нас такое подразделение, что все задействованы. Каждый из нас прошел районную сферу, областную, работали в юстиции и так далее. Возможно, это не такая передовая работа, когда по долгу службы должен рисковать жизнью, но тем не менее нужен колоссальный опыт. Нередко приходится работать по 20 часов в сутки. Например, сопровождая закон о противодействии коррупции, нужно знать и понимать, какие органы в этой сфере задействованы, какие тонкости, какие могут быть вопросы, какие будут вопросы завтра у населения. Это не одного дня работа. Среди нас есть и те, кто раньше занимался следственной работой", — рассказала сотрудник управления.
Как признался старший помощник генерального прокурора Болат Беисов, законопроект по модернизации уголовного процесса рассматривается в сенате.
Именно в этом проекте закона предлагается изменить сроки задержания граждан с нынешних 72 часов (норма ныне закреплена и действует с 1959 года – прим.) до 48 часов для взрослых и до 24 часов для несовершеннолетних.
При этом, надо отметить, что действующую норму срока задержания в 72 часа оставляют для особых случаев: когда речь идет об особо тяжких преступлениях, а также правонарушениях, связанных с террористической или экстремистской деятельностью, массовыми беспорядками.
"Туда подпадают также случаи, когда преступление совершается преступными группами, связанные с незаконным оборотом преступных средств, а также в случаях, когда лицо физически не успевают доставить для санкции суду. Это для Казахстана актуально из-за большой территории", — добавил Беисов.
Другой не менее важный момент в проекте нового закона — обмен доказательствами. Предлагается, что адвокат собранные доказательства о невиновности клиента предоставляет стороне обвинения. Но защите разрешается иметь "туз в рукаве" и одно доказательство раскрыть только в суде.
"Для чего это делается? Предположим, у адвоката есть свидетель, который может обелить подзащитного, но он может не раскрывать наличие ценного свидетеля до суда, если опасается давления со стороны органов уголовного преследования", — пояснил старший помощник генерального прокурора.
"С момента регистрации факта в Едином реестре досудебных расследований следователь, не выходя из кабинета, проводит следственные действия. Новелла упрощает процесс — минимизирует вопросы фальсификации и снимает коррупционные риски. Включив документ в электронном производстве, он уже не сможет его переделать, снять или спрятать, как в бумажном варианте. Следователь вправе выбрать, проводить действия в электронном или бумажном порядке", — рассказал Беисов.
Прокуроры уверяют — все вышеперечисленные новшества помогут защите конституционных прав рядовых казахстанцев.