АСТАНА, 16 ноя — Sputnik, Сергей Ким. Политологи Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, России и Азербайджана обсуждали в Алматы отношения между Астаной и Бишкеком. Международный круглый стол в южной столице провела Ассоциация политических исследований.
Договорятся ли государства сами? Понадобится ли им медиатор? Если понадобится – кто может выполнить эту роль? Политологи обсудили эти вопросы, а также высказали мнения о причинах то ли еще кризиса, то ли уже конфликта, приглашенные эксперты. Корреспондент Sputnik Казахстан слушал и записывал ключевые тезисы.
Россия может подсобить, но лучше сами
О падении темпов роста экономики Кыргызстана после обострения ситуации на границе с Казахстаном рассказал заместитель председателя Евразийской комиссии ЕОЭС (Евразийская организация экономического сотрудничества, неправительственная организация – прим.) Вадим Козюлин. Он привел интересные цифры из открытых источников.
По прогнозу гостя, уже в будущем году и Казахстан, и Кыргызстан могут обнаружить отголоски противостояния в различных рейтингах, например, инвестиционной привлекательности, экономического развития, делового климата. Что же касается ЕАЭС, который накануне вновь критиковал президент КР Алмазбек Атамбаев, по мнению Козюлина, большой проблемой для Кыргызстана, а теперь и для Евразийского экономического союза, является огромный объем контрабанды.
"Конфликт распространяется и на Евразийский союз, и он вскрывает те проблемы, которые давно известны и над которыми в рамках Союза ведется серьезная работа. Проблема главная, которую я вижу – контрабанда через китайскую границу. С первых дней создания независимого Кыргызстана она существовала и досталась действующему президенту — она оказалась нерешенной", — заявил спикер.
Козюлин приехал с устрашающими данными. По его словам, объем контрабандного товара из Китая превышает объем легального более чем в десять раз.
Надежды на действенные меры по выходу из кризисной ситуации эксперт из России возлагает не на своего президента.
"Решение должно приниматься на высоком уровне… Необходимо разгрести те авгиевы конюшни. Некоторые считают, что тем Гераклом, который придет и расчистит эти конюшни, будет президент России Путин. Мне кажется, что этим Гераклом придется стать новоизбранному президенту Кыргызстана, уважаемому господину Жээнбекову", — поделился мнением выступающий.
Мнение о том, что двум странам удастся решить конфликт своими силами, оказалось среди приглашенных гостей популярным, но "план Б" припас почти каждый.
Россия или Узбекистан?
Действительно, во многих выступлениях сегодня озвучивалась идея услуги медиатора, которую могла бы оказать третья сторона. Заместитель директора по геоэкономике и геокультуре ЦА Центра традиционных культур Бахтиер Эргашев из Узбекистана признал: усиление противоречий между Казахстаном и Кыргызстаном доказывает прискорбный факт: Центральная Азия остается пространством спорадических межгосударственных конфликтов. И это несмотря на бесконечные разговоры о культурно-историческом единстве большого региона.
Вот его тезисы:
— Узбекистан активизировал внешнюю политику и формирует "пояс добрососедства";
— Соответственно, страна во главе с Шавкатом Мирзиеевым заинтересована в нормальных отношениях между соседями;
— Но готов ли Узбекистан выступить медиатором в конфликте – остается спорным вопросом.
На последнем тезисе спикер остановился более подробно.
"Возникает вопрос: "А готов ли Узбекистан взять на себя роль медиатора в этом конфликте?". Этот вопрос довольно сложный. Думаю, если и будет какое-то посредничество, оно будет в непубличной форме. Несомненно, задачу медиации в публичной и непубличной формах в большей мере должна решать Россия. Потому что и Казахстан, и Кыргызстан — члены ОДКБ, ЕАЭС, где Российская Федерация играет системообразующую роль. И, как мне представляется, эта проблема медиаторства будет поставлена на повестку дня для России", — считает Эргашев.
Самым плохим вариантом эксперт назвал тот, который предполагает вмешательство в решение проблемы внерегиональных сил – как с Запада, так и с Востока.
"Противоречия между Узбекистаном и Киргизией, касающиеся как территориальных вопросов по разграничению, так и различных взглядов на режим деятельности гидротехнических сооружений на реке Нарын, были усилены межэтническим конфликтом 2010 года, который был признан международной комиссией преступлением против человечности. Поэтому этот конфликт имел глубокие корни и зашел очень далеко. Если на фоне этих двух конфликтов говорить о нынешнем казахско-киргизском конфликте, он не имеет такого напряженного характера, это не настолько глубоко. Как представляется, преодоление данного конфликта неизбежно, прежде всего, в силу экономических причин", — выразил надежду выступающий.
Казахстанско-кыргызское выяснение отношений Эргашев называет не иначе как "необъявленной торговой войной", которая может привести к самым серьезным последствиям для Бишкека.
"Вполне возможны проблемы в обеспечении тем же казахстанским углем ТЭЦ Киргизии, а скоро зима, проблемами с поставками муки из Казахстана в Киргизию. И даже не самый глубокий анализ показывает, что в результате вполне возможны социальные протесты, которые в Киргизии имеют свойство перерастать в государственные перевороты", — предположил эксперт.
Кыргызстанцы хотят Турцию?
Одно из самых ожидаемых сегодня выступлений принадлежало Равшану Жээнбекову – политологу, общественному деятелю и однофамильцу из Кыргызстана. Он сразу оговорился: не представляет здесь, на круглом столе, действующую власть, гордится сильным гражданским обществом своей страны, чье мнение и представляет, наряду с мнениями некоторых политиков.
Кыргызстанские предприниматели и фермеры, по словам гостя, страдают на фоне накалившейся обстановки. Да и не только они.
"Элементарно, мы вчера ехали — должны честно сказать – и нас немножко задерживают, даже без груза, на границе. Может быть, это специально, может быть, так получается. И нам показалось, что специально задерживают пограничники. Где-то полчаса, час – никого нет на границе, но мы просто стояли и ждали, когда нас пропустили пограничники Казахстана. Я думаю, это не совсем хорошо для нашей стороны и для казахской стороны", — рассказал политолог.
200 миллионов долларов — таков ущерб кыргызской экономике, по данным Равшана Жээнбекова, уже принес межгосударственный кризис.
"Все молочные заводы, которые экспортировали продукцию, не могут экспортировать — идет запрет. Наши многие мигранты сегодня вывозятся или выгоняются из Казахстана, и мы имеем сегодня достаточно серьезные проблемы. Мы должны искать пути решения проблемы", — поделился он.
Политолог напомнил: в 1997 году между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном был заключен Договор о вечной дружбе.
Предложение выступающего прозвучало несколько неожиданно: роль медиатора делегат из Кыргызстана хотел бы отдать Турции, если с Узбекистаном не получится.
"Конфликт между Узбекистаном и Кыргызстаном один раз мы решали сами, второй раз мы решали через посредничество России. Мы бы хотели – если народная дипломатия не срабатывает, если мы не можем решать наши двусторонние проблемы внутри Кыргызстана и Казахстана, нам придется обращаться за медиаторством к региональным лидерам. Может быть, в первую очередь, нам придется обращаться в Узбекистан… Есть вторая сторона – тюркоязычные страны. Недавно был конфликт между Россией и Турцией. Мы должны все подчеркнуть, что в этом конфликте (разрешении конфликта – прим.) роль господина Назарбаева была огромной. И господин Назарбаев сам знает, как срабатывает роль медиатора в этом случае. И мы бы хотели – если медиаторство Узбекистана не срабатывает, то нам необходимо будет медиаторство Турции. В крайнем случае, мы знаем, что в конечном итоге, если Россия будет вмешиваться, этот вопрос будет однозначно решен", — поделился надеждами спикер.
Кризис будет долгим
В затяжном характере кризиса между двумя государствами уверен политолог Александр Князев. Он считает, что предпосылки и попытки обострить отношения между странами были задолго до этого.
"В плоскости кыргызско-казахских отношений можно вспомнить эпизод, о котором как-то немножко забывают – июнь 2010 года, когда тогдашний первый вице-премьер временного правительства Алмазбек Атамбаев, по его инициативе и распоряжению была перекрыта вода из Кировского водохранилища, и Жамбылская область осталась без воды в разгар ирригационного сезона", — рассказал собравшимся политолог.
"Я вчера увидел сообщение спикера сената Казахстана в Twitter. Касым-Жомарт Кемелевич (Токаев – прим.) сказал о том, что нужно просто выполнять правила ЕАЭС. Это посыл к тому, что кризис будет долгим, и руководство Казахстана намерено добиваться выполнения правил ЕАЭС со стороны Киргизии полноценно. Думаю, это посыл, который по каким-то своим мотивам не захотел озвучивать лично президент Казахстана", — заявил Князев.
Но, выяснилось, больше всего политолога беспокоит опасность межэтнической напряженности.
"Здесь очень много говорилось о культурно-историческом наследии, есть религиозная общность, пребывание в различных государственных образованиях… Все это очень важно, но это не будет работать, если не будет иметь поддержки у экспертного и гражданского сообщества. Важно не допустить перерастания межгосударственного конфликта в конфликт межэтнический. Уже говорилось здесь, что в соцсетях появляются такого рода противостояния". — выразил опасения эксперт.
По его словам, все возможности для предотвращения межнационального конфликта есть.
Президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Есенжол Алияров высказался эмоционально. Его слова могли бы подвести итог всей этой встречи.
Отношения Казахстана и Кыргызстана осложнились в начале октября, во время президентской предвыборной кампании в Кыргызстане. После довольно жестких заявлений Алмазбека Атамбаева о политике Казахстана начались проблемы на кыргызско-казахстанском участке границы. Власти Казахстана в целях борьбы с "серым импортом" усилили контроль за ввозом товаров и транзита из Кыргызстана.