АСТАНА, 31 окт — Sputnik, Катерина Клеменкова. Официально объявленная причина ухода AES из Казахстана – истек срок действия концессионного договора, подписанного в 1997 году.
На официальном сайте министерства энергетики РК эта новость была опубликована под заголовком "Казахстан вернул в государственную собственность два стратегически важных объекта, ранее принадлежавшие американской компании".
Почему AES и Минэнерго не смогли договориться
Почему правительство и инвестор не договорились о продлении концессии, ни с той, ни с другой стороны не сказано было ни слова. А после возвращения в собственность Казахстана двух ГЭС у АES не осталось активов в республике, и компания приняла решение покинуть страну.
"В задачи AES Corporation входили стабильная работа и модернизация энергообъектов. В принципе, корпорация со своими задачами справлялась. Почему же правительство не продлило контракт… − сложно сказать. Про AES Corporation столько публикаций в Казнете, что если их читать, то чувство такое, что речь идет не об энергетической компании, а об ОПГ. Верится в такое с трудом! Ведь она проработала у нас в отрасли целых 20 лет", — высказал свою точку зрения политолог Замир Каражанов в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан.
Противостояние: государство VS инвестор
В 1997 году AES пришла в энергетику Казахстана сразу масштабно — у корпорации оказались четыре ТЭЦ — Усть-Каменогорская, Лениногорская, Семипалатинская и Согринская, а также Экибастузская ГРЭС, еще в концессии на 20 лет две гидроэлектростанции — Усть-Каменогорская и Шульбинская. Кроме того, AES управляла тепловыми сетями в Усть-Каменогорске, а с июня 1999 года и двумя региональными энергетическими компаниями (РЭК), в Усть-Каменогорске и Семипалатинске.
В реальности все оказалось не так красиво. Отношения американской корпорации с казахстанским анитимонопольным ведомством (АРЕМ) с первых лет работы оставляли желать лучшего. Иностранные менеджеры сетовали на то, что чиновники не хотят воспринимать их доводы: что износ по республике достаточно высокий, что инвестиций не может быть при дешевой электроэнергии и прочих, на взгляд западных менеджеров, очевидных вещах. Но АРЕМ упорно отстаивал низкий тариф.
С другой стороны государственные органы душили корпорацию штрафами. Когда AES вернул в госуправление АО "ВК РЭК" и ТОО "Шыгысэнерготрейд", выяснилось, что ТОО "Шыгысэнерготрейд" должно государству штрафов на общую сумму 3,2 миллиарда тенге.
Устькаменогорцы до сих пор помнят, как из-за долгов AES отключил отопление тепличному комбинату в пригородном поселке Согра – снег продавил крышу теплиц, растения были заморожены – все хозяйство было уничтожено за несколько дней.
Но наиболее резкую реакцию, как со стороны администрации области, так и населения, вызвал валютный кредит, который казахстанская AES получила от своей головной фирмы под 35,2% годовых.
Кроме того, в выводах правительственной комиссии указывалось, что в течение трех лет иностранные инвестиции в развитие ГЭС не вкладывались.
Инвестиционные обязательства
Инвестиции в энергоактивы гидроэлектростанций AES начала осуществлять лишь спустя 14 лет.
Наиболее крупные инвестпроекты датируются 2011-2017 годами. Именно в последние годы на Усть-Каменогорской ГЭС были произведены капитальные ремонты зданий и сооружений, реконструкция оборудования открытого распределительного устройства. На Шульбинской ГЭС также были произведены капитальные ремонты основного и вспомогательного оборудования. Завершены работы по отделке генераторного зала здания ГЭС, по устройству ливневой канализации и еще построено пожарное депо четвертого типа на два автомобиля.
"Я видел работу AES, которую они провели в Восточном Казахстане. Они, можно сказать, восстановили энергосектор. Но здесь надо понимать, что этот инвестор пришел в Казахстан зарабатывать деньги, а не трудиться из чистого альтруизма. Бизнес есть бизнес, и свои капиталовложения они в любом случае должны вернуть, а еще и заработать", — подытожил многолетнюю деятельность американской корпорации в Казахстане CEO EEnergy.Media Тимур Турсунов.