Предложение вице-министра по введению упомянутого ограничения прозвучало на заседании правительства 17 октября и выглядело поначалу довольно забавным. Забавным потому, что перед Сериком Жумангариным министр энергетики Канат Бозумбаев распинался, с цифрами в руках доказывая: добытого и доставленного на железнодорожные тупики угля в стране столько, что хоть возобновляемыми источниками энергии вообще не занимайся!
"Уголь является сезонным товаром, это товар сентября-октября, по аналогии с рынком нефтепродуктов, в период его высокого потребления считаем необходимым ограничивать экспорт угля, я имею в виду коммунально-бытового", — сказал Жумангарин. А потом целый ряд выступающих, включая акима Астаны Асета Исекешева, его в этом намерении поддержали.
Иными словами, мы хотим на два месяца — сентябрь-октябрь — иметь возможность (не факт, что мы ею воспользуемся) в приказном порядке запрещать продавать уголь за бугор. Что это даст потребителю? Да ни черта не даст, потому что тот же Жумангарин на том же заседании правительства признал: у нас инфраструктура приема угля с вагонов в железнодорожных тупиках настолько устарела, что с существующим-то потоком не справляется.
Так что потребителю от этой инициативы министерства, как жителям Астаны от 30-дневного запаса топлива на местной ТЭЦ в конце этого сентября − ни тепло, ни жарко. А вот угольщики, уверен, уже сегодня, сразу после озвучивания этой инициативы, поднимут жуткий вой на всех уровнях — от министерства энергетики до, не побоюсь этого предположения, канцелярий президента и премьер-министра. И будут абсолютно правы.
Помнится, еще несколько лет назад мы жаловались на то, что соседняя Россия нашей угольной отрасли ставит препоны на своем рынке, массово переводя свои угольные станции на кузбасский уголь. Более того, губернатора Кемеровской области Амана Тулеева в предатели исторической Родины записывали за то, что он продукцию угольных разрезов с вверенной ему Россией территории поперек нашего угля этим самым российским станциям активно подсовывал. Подсчитывали убытки от потери зарубежных рынков сбыта и звонили во все колокола на межправительственном уровне по этому поводу.
Вопросов больше, чем ответов, и хотя бы поэтому угольное лобби будет право, если торпедирует эту инициативу в самом начале ее пути, потому что пока эта инициатива выглядит граблями, на которые мы почему-то стремимся наступить во что бы то ни стало…