АСТАНА, 4 окт — Sputnik, Айгюзель Кадир. Зимний пейзаж за окном и звонкий треск угля в печи — это время уже не за горами. Но с началом отопительного сезона, по сложившейся традиции, цены на твердое топливо шагают вверх. Этой осенью казахстанских покупателей тревожит не только судьба кошельков, но и сама возможность согреться – в городах и селах жалуются на дефицит угля в стране.
В поисках угля
Уголь Шубаркульского месторождения наиболее популярен среди казахстанцев, так как отличается низкой зольностью и хорошим качеством. Но его поиски для Натальи Гюмюш из Астаны успехом не увенчались.
Регионы тоже бьют тревогу: в Шымкент не могут завести необходимый объем угля из-за большого наплыва заказов.
По мнению местных, в преддверии зимы активизировались перекупщики, которые и создают искусственный ажиотаж и "ложный дефицит".
По словам источника из компании, занимающейся оптовой продажей угля по всему Казахстану, для многих поставщиков проблематично, что больше десяти лет они не могут работать с АО "Шубарколь Комир" напрямую.
"У "Шубарколь Комир" есть определенные три-четыре дилера. Кроме них, никто не имеет права работать с ними, территориально все поделено заранее. У кого-то южная сторона, у кого-то — северная. Мы можем покупать только у дилеров и продавать дальше. Выбора нет, приходится так работать", — поделился поставщик.
"Ближайшие вагоны, которые мы можем дать, будут только в ноябре. Проблема в том, что у крупных компаний, которые в этой сфере давно, все расписано на месяц: кому и когда продавать, доставлять уголь. Могут даже не отпускать составы. Поэтому сейчас некоторые транспортные компании предлагают нам работать с российскими вагонами. Мы согласны взять у них 20 вагонов, часть отправим в Актобе, часть в Шиели, несколько в Алматинскую область", — добавил поставщик.
При этом в сентябре КТЖ сообщал, что за восемь месяцев 2017 года план погрузки угля по сети увеличился по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 20% или на 10,5 миллиона тонн.
Расплата за тепло
Покупатели Акмолинской области готовы потратить несколько часов своего времени, чтобы отстоять очередь в надежде получить заветное "черное золото".
"Сегодня покупала уголь в Косшы. Огромное количество людей приходят с затравленными глазами. Им страшно. Просят одну-две тонны угля. Продавец меньше четырех тонн не отпускает. Люди объясняют, что нет таких денег, что дома дети и старики мерзнут, но продавец и слышать их не хочет. Куда мы катимся? А ведь зимы еще нет. А когда морозы будут, что делать?" — задалась вопросом пользовательница соцсетей Гульнара Абдрахманова.
Поставщики в один голос заявляют, что ежегодно цены на уголь поднимаются с началом отопительного сезона. Так, за тонну горючего в Шымкенте просят 15-16 тысяч тенге, что на несколько тысяч дороже прошлогодних расценок.
Схожая ситуация наблюдается и в Павлодарской области.
Цена за тонну угля формируется из нескольких факторов, самыми значимыми из которых является стоимость дизельного топлива и расходы на транспортировку ископаемого.
"Уголь Каражара нам предлагают за 6 тысяч, но надо платить еще за перевозку, организовать угольный тупик (пункт продажи – прим. авт.). Аренда тупика, КАМаза, погруза – в итоге получится 12 тысяч тенге. Сейчас звонят: "Хотим уголь, дайте уголь". Просят подсказать, где купить по Алматы, а там тупики дорогие. Мы тоже должны зарабатывать. Много накинешь – народ не возьмет, мало накинешь – смысла нет", — поделился казахстанский поставщик.
Услышав стук зимы в дверь, по всей стране вновь вспоминают пословицу, что сани надо было готовить летом, ведь из года в год сценарий подготовки к холодам не меняется.