АСТАНА, 30 сен — Sputnik. Астану посетила известный российский психолог Катерина Мурашова. Она работает в муниципальной поликлинике на окраине Санкт-Петербурга, а также ведет блог на известном сайте, где знакомит с интересными историями из своей практики.
- Исходя из своего опыта, можете ли Вы выделить какие-то различия между нынешним и предыдущим поколениями детей?
— Лет 25 назад дети были унифицированными что ли, а сейчас дети даже одного возраста могут быть очень-очень разными. С одним 12-летним разговариваешь как со взрослым человеком, а другому хочется соску дать. И этот разброс возрастает. Я не могу сказать про Казахстан, но у нас это очень заметно.
- Что Вы думаете об использовании детьми гаджетов? Нужно ли как-то ограничивать?
— Если мать считает необходимым, она может и должна ограничивать использование ребенком гаджетов. За этим (берет в руки смартфон — ред.) стоят лучшие умы человечества, которые каждый день работают на то, чтобы это становилось лучше и совершеннее. Естественно, слабенькие мозги ребенка не способны этому противостоять.
Детей оповещают о границах: "Ты попал в такой мир, где гаджет выдается на субботу-воскресенье. Утром встаешь в субботу, беги — получишь смартфон. В воскресенье вечером ложишься спать, хоп, а гаджет ушел. Всю неделю его у тебя нет". Или любой другой вариант, который выберет эта мать.
- А если речь идет о более взрослых детях? Для них тоже нужно выставлять границы?
— Когда мы говорим о подростке, это все перестает работать, потому что подросток претендует на "Я самостоятельный человек, который сам себе ставит границы". Тогда, думаю, нужно немедленно выдать ему список обязанностей и прав. Причем прав выдать столько, сколько запрашивает, а обязанностей — столько, сколько хотите вы.
- То есть имеет место сделка?
— Нет, это не сделка, это Ваше признание, что человек, который живет в Вашем доме, перешел в новое качество.
- Правильно ли мотивировать ребенка делать что-то конфетой или игрушкой? Где проходит граница, что он должен сам помогать, например, бабушке?
- Как родителям следует реагировать на детские конфликты в школе? Нужно ли пойти разбираться в школу или пусть ребенок решит проблему сам?
— Конфликты в школе бывают практически у всех. Общего совета нет и быть не может, каждый случай детского конфликта разбирается отдельно. Нужно поговорить с ребенком, с учителем. Слово ребенка против слова учителя? Надо узнать еще у какой-нибудь стороны.
Исключением является доказанная травля — однозначно ребенка надо сначала хватать и выдергивать оттуда, потому что травля разрушает личность, а потом уже разбираться. Нужно понять, что к этому привело, какие особенности ребенка, какие особенности социума, в который он попал, привели к тому, что именно этот ребенок, именно в этой группе стал "козлом отпущения".
Если ребенка попробовали на "козла отпущения", и он устоял, преодолел, оказался крепким орешком, то ничего делать не надо, наблюдаем.
— Правильно ли применять физическое наказание к детям?
- Что Вы думаете о том, когда ребенка записывают на всевозможные кружки?
— Если у ребенка есть желание, интерес, то, конечно, можно и нужно. Ребенок с радостью бежит на эти танцы, или все время рисует, или по ночам к пианино встает, ну какие тут могут быть вопросы?
Но если вам кто-то сказал, что ребенок обязательно должен заниматься большим тенисом, английским языком и шахматами, а ваш ребенок вообще-то больше склонен мяч во дворе гонять и просит, чтобы вы его записали на футбол, а у вас просто времени не остается, потому что ребенок ходит на теннис, английский и шахматы. Вот тут нужно сесть и здорово подумать: "Что там у вас в голове-то?".
Кружки — это, несомненно, благо, дополнение к развитию ребенка. Но сами понимаете, большой королевской печатью можно колоть орехи, а можно визировать указы о жизни и смерти. Это просто инструмент.