Субботний вечер 2 сентября выдался не на шутку эмоциональным, подогретым слухами, домыслами и откровенным нагнетанием ситуации. Около девяти вечера из окон многоэтажек послышался тревожный вой сирен, причем не одной и не двух. Уже тогда стало понятно, что на улице не спокойно.
Не успела я перейти дорогу от проспекта Мангилик Ел до улицы Алматы, как беснующаяся толпа с криками "Наших бьют!" понеслась в сторону улицы Туркестан.
Любопытно, что никто толком не знал, что происходит, но видимо стадное чувство в этот момент играло в крови до предела возможностей. Как известно, улица Алматы до перекрестка с улицей Туркестан полниться всевозможными небольшими увеселительными заведениями, магазинчиками. Именно из них стали вылетать толпы людей, причем далеко в нетрезвом состоянии.
Около получаса заряженная столичная молодежь с интересом наблюдала за тем, как выгружаются отряды специального назначения, бойцы СОБРа растягиваются вдоль улиц. Картина напоминала кадры из боевика: сирены машин, грузная спецтехника, суровые лица оперативников.
В это же время к толпе зевак стали присоединяться женщины, причем с детьми и беременные.
"Женщина, вы куда идете? Возвращайтесь домой!" — обратился к одной из молодых особ на сносях сотрудник полиции. На что женщина искренне и простодушно призналась, что такого еще не видела и хотела бы посмотреть.
Обращу внимание на то, что в этот момент больше всего поражали свои поведением женщины, которые подстрекали и без того возбужденных до предела мужчин.
"Кел, тез кел (Иди сюда скорее), тут такое происходит", — слышались телефонные переговоры зевак.
Сложилось впечатление, что наших граждан ничем не испугаешь, а инстинкт самосохранения умер еще в зародыше. По мне, так нормальный человек должен схватить свое потомство и тихо сидеть дома в ожидании, когда ситуация нормализуется. Зачем? Да на самом деле все очень просто: сознательный человек должен априори понимать, что жизнь его детей в его руках и он должен в такие моменты заботиться о близких.
И в этой толпе обязательно находились подстрекатели, которые то и дело подкидывали дровишек в разгорающееся пламя…
Видимо, оценив ситуацию до конца, сотрудники правоохранительных органов со словом "пожалуйста" и умоляющим взлядом, спустив металлические щиты к оборонительной позиции, стали двигаться к толпе. Чуть более сознательная часть, вдоволь насладившись увиденным и потеряв интерес, все-таки пошла домой, другая же − пробежав квартал, другой − снова возвращалась.
Как журналисту, которому "посчастливилось" быть задержанной 21 мая 2016 года (во время митингов против земельной реформы), сразу же в глаза бросилось поведение сотрудников полиции по отношению к представителям средств массовой информации. Еще год назад про поведение оных я бы хороших слов в их адрес не написала.
На этот раз полицейские, независимо от должностей и погон, тактично интересовались, как и у других, зачем пришли сюда. После того, как показывали служебное удостоверение с надписью "ПРЕССА", одобрительно отходили в сторонку.
"А вы знаете, как вести себя в таких ситуациях?" — как-то даже с заботой спросил у меня один из сотрудников высокого чина. Услышав утвердительный ответ, он пожелал удачи и хорошей работы.
Примерно через два часа толпа рассосалась. Официальные лица стали приоткрывать ранее окутанные сплетнями и домыслами причины волнений. Но толпа далеко не ушла — только до ближайших дворов и лавочек. Еще около двух-трех часов в домах были слышны звуки сирены, дороги оставались закрытыми, бойцы оцепления лениво ждали команды "отбой".
Уже дома я открыла социальные сети и диву далась. Мама дорогая, я, оказывается, многое пропустила, будучи на месте событий. Восстание, перестрелка, убийства и чуть ли не война – все, кому не лень, в столь поздний час делились своим мнением. Очень жаль, что в такие моменты никто не думает, что каждый пост становится ядром паники и усугубляет ситуацию. Безусловно, дефицит информации, как всегда, играет злую шутку, но сплетни-то распускать зачем?
P.S. Лишь одна фраза почему-то засела в голове после увиденного и прочитанного позже.
"Сегодня был интересный вечер!" — сказал молодой человек, провожая домой девушку по улице Алматы.
Так и хотелось добавить: "Да, интересный. Но каким будет урок?".