АСТАНА, 30 июл — Sputnik, Дмитрий Покидаев. Казахстанским товаропроизводителям предложили продвигать свою продукцию на внешние рынки через китайскую торговую электронную площадку Jumore, на внутреннем рынке их доведение до потребителя по ценам, приближенным к ценам "от производителя", будет осуществляться наращиванием площадей супер- и гипермаркетов.
Китайское окно в Европу и не только
В сентябре прошлого года Нацпалата подписала меморандум о взаимопонимании с электронной торговой площадкой Jumore. Владелец этой площадки — компания Zhejiang JUMORE E-Commerce Co Ltd — специализируется на трансграничной электронной торговле и охватывает трансграничную электронную коммерцию и логистическое обслуживание в следующих отраслях: химическая, цветные металлы, полезные ископаемые, энергетика, сталелитейная, сельскохозяйственная продукция.
Китайское же е-окно дает возможность торговать со всем миром: по сведениям Альтаева, на этой площадке торгуют 160 стран мира, а оборот заключаемых на ней сделок составляет порядка 200 миллиардов долларов в год.
"Уже около 70 казахстанских предприятий выставили свои товары на этой электронной площадке, и мы предполагаем, что до конца года около 1 000 казахстанских товаров будут выставлены на ней", — сказал заместитель председателя правления "Атамекена".
"Мы договорились с президентом этой компании о том, что в 2017 году регистрация и участие казахстанских предприятий на этой площадке будут бесплатными, хотя обычно там участие платное", — подчеркнул Альтаев.
Базары уйдут в тень супермаркетов
Что касается дальнейшего развития торговли внутри страны, то тут вектор направления задан давно — в середине нулевых о необходимости укрупнения торговых точек и приведения их в цивилизованный вид первыми заговорили казахстанские фискалы.
Для покупателя же эта форма развития привлекательнее еще и потому, что закупаемые крупными партиями такими торговыми точками товары могут продаваться ими по ценам, приближенным к ценам "от производителя".
В итоге фискальная и потребительская выгода стала подкрепляться еще и многими другими преимуществами — более строгим, чем в мелкой рознице, соблюдением санитарных норм, к примеру, или возможностью долгого хранения большой партии товаров и сбытом их по фиксированной цене.
В результате в настоящее время министерство национальной экономики рассматривает предложения специально созданного проектного офиса по стимулированию строительства новых торговых центров современного формата, сообщил на форуме директор департамента торговли Миннацэкономики Кайрат Ертуганов.
"Будут построены до 2021 года супермаркеты, гипермаркеты общей площадью 112 тысяч квадратных метров, предлагается простимулировать также создание торговых объектов нового формата (в Казахстане он только внедряется), это высокопродуктивный формат так называемых дискаунтеров, 41 тысяча квадратных метров, мы также предполагаем поддержать и аутлет-моллы (дисконтные центры — прим.) на 30 тысяч квадратных метров", — уточнил Ертуганов.
По его утверждению, в случае поддержки со стороны Кабмина этих предложений, они могут начать реализовываться до конца текущего года. Так что торговля в Казахстане — как внешняя, так и внутренняя — постепенно обретает все более цивилизованные формы: по крайней мере, министерства и НПП к этому стремятся. Весь ли бизнес поддерживает эти устремления — это тема отдельного разговора.