АСТАНА, 20 июл — Sputnik. Министерство сельского хозяйства Казахстана рассчитывает в первой половине 2018 года получить доступ к рынку мяса птицы и продуктов птицеводства Китая, сообщила в четверг вице-министр этого ведомства Гульмира Исаева.
По ее словам, процесс переговоров с Китаем состоит из нескольких стадий, самую важную из которых — изучение китайской стороной документов по борьбе с заболеваниями птицы в Казахстане — проходит в настоящее время.
"Это очень важно, потому что птичий грипп активно развивается по всему миру, принимает разные формы, обнаружены новые его штаммы, и нам очень важно на площадке Евразийского экономического союза выработать совместные стратегии по борьбе с ним: сейчас в России фиксируются его вспышки, и нам важно не допустить его", — подчеркнула вице-министр.
В связи с этим она напомнила, что на сегодня в Казахстане зафиксированы единичные случаи заболеваний диких перелетных птиц. При этом вспышек, которые были бы связаны с промышленным производством на птицефабриках, в стране не зафиксировано.
"После завершения инспекции мы проводим работы по согласованию самого протокола и ветеринарного сертификата и получим доступ после этого. Мы ожидаем, что завершим эту работу в начале следующего года, потому что есть определенные нормативы по срокам проведения самой инспекции и по подготовке отчета по этой инспекции, поэтому думаем, что первое полугодие будет завершением этой работы", — уточнила Исаева.
От тушек — к полуфабрикатам
В настоящее время экспорт мяса казахстанской птицы идет в основном в ближнее зарубежье, на российский рынок, а также на рынки стран Центральной Азии. При этом в настоящее время производство мяса птицы в стране составляет 167 тысяч тонн (итоги 2016 года), что пока не позволяет закрыть даже внутренний рынок. Однако, по расчетам Минсельхоза, в ближайшие пять лет производство мяса птицы в стране возрастет почти в два раза — до 300 тысяч тонн, что позволит как закрыть собственные потребности, так и нарастить экспорт.
Для стимуляции подобных проектов государство в перечень инвестиционных субсидий для сельхозпроизводителей включило новые виды оборудования, которые касаются более глубокой переработки мяса птицы.
"Мы хотим, чтобы наши птицефабрики переходили от производства только тушки мяса к более глубокой ее переработке — разделке, производству колбасных изделий, паштетов и полуфабрикатов из мяса птицы, что позволит нам быть более конкурентными на рынках", — пояснила вице-министр.
По ее оценке, порядка 40% из 70 действующих в Казахстане птицефабрик в настоящее время уже перешли от производства замороженных тушек к продукции более высокого передела. Более того, Минсельхоз сейчас пытается переориентировать производителей на выпуск свежеохлажденной продукции вместо привычного куска мяса, значительную долю веса которого составляет лед: оборудование для его производства также подпадает под субсидирование, а конкурентоспособность значительно выше.
От яйца — к меланжу
В производстве яйца, кстати, казахстанские птицеводы внутренний рынок уже накормили практически до отвала: в прошлом году отрасль произвела 4,7 миллиарда штук яиц, планы на этот год — перешагнуть пятимиллиардный рубеж.
В частности, в настоящее время в Казахстане уже есть, по ее словам, "хорошие планы" по строительству современного завода по переработке яйца для производства таких очень востребованных в кондитерской промышленности и на экспортном рынке продуктов, как меланж (смесь яичного белка и желтка — прим.) и яичный порошок. Возвращаясь к мясу птицы, вице-министр заметила, что инициативу по его производству в Казахстане проявляют не только отечественные производители: в настоящее время ведутся переговоры со странами Персидского залива, которые намерены инвестировать в создание птицефабрик в Казахстане, ориентированных на внедрение халал-технологий.
Ну и, наконец, в настоящее время проводятся переговоры о зоне свободной торговли стран ЕАЭС с Ираном, который тоже является весьма заманчивым рынком для казахстанских птицеводов. Но здесь, по словам вице-министра, важно завершить внутри Евразийского экономического пространства создание системы сертификации органической продукции, которую признавали бы за рубежом − тогда выходить на новые рынки станет значительно легче.