АСТАНА, 26 июн — Sputnik, Катерина Клеменкова. Борьба с плагиатом набирает обороты во всем мире. Все чаще и все громче разгораются скандалы: звучат известные фамилии и рушатся блестящие карьеры, а виноват во всем плагиат.
В интервью корреспонденту Sputnik Казахстан исполнительный директор Plagiat.pl Али Тахмазов рассказал, что скрывает и чего боится МОН РК.
— В Казахстане министерство образования в конце 90-х передало свой фонд диссертаций ЗАО НЦНТИ (Национальный центр научно-технической информации), даже внесли в законодательство поправку, что все диссертации должны быть проверены в этом частном учреждении. Я не видел фразы, что работы должны быть проверены за счет соискателя — этот момент стоит выяснить. Но если приняли решение о внедрении PhD системы, почему университет сам не может решить, как ему проверять? Ведь государство не тратит на это денег. Если МОН беспокоится о качестве написанных работ, то могло бы предоставить университетам право на проверку системами в пределах рекомендованных требований с обязательной проверкой в НЦНТИ (как фонде диссертаций, а не в антиплагиатной системе), и пусть университеты платят за эти проверки, ведь это логично. Так делают во всем мире.
- Почему вы считаете, что услуга проверки на плагиат должна быть коммерческой? Почему государство в лице НЦНТИ не может регулировать рынок услуг по проверке на плагиат?
- Карьера ученого зависит от количества публикаций.
— Да, как и во многих странах, в Казахстане желание быть ученым связано с желанием быть признанным в обществе, зарабатывать больше. Это присуще всем странам, но не во всех странах законы работают на реализацию этих целей.
Все мы понимаем, что это желание очень острое, и многие, чаще всего политики, не знают граней для реализации данных амбиций. Среди политиков могут быть высокопоставленные люди, как, например, в Германии бывший министр обороны, в Словакии — президент, в Румынии — премьер-министр, в Польше — экс-министр образования. В Украине в плагиате обвинили нынешнюю министра образования. Она, правда, "выжила" после волны протестов.
Между тем в Казахстане была реализована очень успешная попытка перейти на систему PhD, то есть дать университетам автономию, вывести их на рынок, чтобы они научились сами выживать и чтобы рынок очистился от тех, кто "лишний". Когда создавалась PhD-система, университеты получили много прав, кроме права проверять диссертации на плагиат, что контрпродуктивно. В странах ЕС университет решает, есть там плагиат либо нет, а не какой-то орган или частная компания.
К примеру, наша система не выдает справку о наличии плагиата или его отсутствия, так как у нас нет на это юридического права, мы можем показать заимствование, а вот есть ли там плагиат, должен определять специалист, используя различные методы, либо не используя.
- Можете рассказать, каким образом осуществляется проверка на плагиат в странах Европы? Кем и как проверяются научные работы учащихся вузов?
- А как проходит проверка на плагиат в Казахстане?
— В Казахстане проверка на плагиат происходит на кафедре: либо работы вводятся в систему самими студентами, либо приносят справку НЦНТИ о наличии плагиата.
- То есть проверяют университеты? Значит у них все же имеется необходимое программное обеспечение?
Как правило, в странах ЕС такой разношерстности, как в Казахстане, не увидишь. Есть две-три системы (исключительно платные), которые популярны в стране. Я уверен, что практика, которая используется в западных странах ЕС, не может быть реализована на пространстве СНГ из-за того, что законы по защите авторских прав намного слабее, да и конфликта интересов очень сложно избежать.
Мы бы рекомендовали исключить студентов из процесса загрузки работ в систему и дать возможность научному руководителю лично принимать решение о наличии плагиата. Кроме того, необходимо привлекать комиссии для детальной проверки, которые могут состоять из представителей кафедр и других независимых лиц.
- Сколько стоит проверить научную работу на плагиат в Казахстане?
- А как проходит проверка на плагиат в Польше и Азербайджане?
— В Азербайджане, Украине, Польше и Румынии нет аналогов казахстанскому НЦНТИ, и все проверки осуществляют университеты за счет собственных средств. В Азербайджане университеты проверяют не только диссертации, но и магистерские и бакалаврские работы. Университеты страны гонятся за рейтингами и ставят цель в кратчайший срок поднять уровень образования до среднеевропейского. Для этого требуется переорганизация. На данный момент университеты в интенсивном порядке проводят реформы по реструктуризации, информатизации, повышению прозрачности материально-технической базы и, соответственно, зарплат. Очень важно внедрение информационных технологий в процесс академической деятельности для повышения ее прозрачности и автоматизации управления, поэтому МОН Азербайджана еще несколько лет назад приняло решение приобрести e-образовательные платформы для школ, каждый университет обзавелся LMS системой (Система управления обучением).
- НЦНТИ — единственный центр, который занимается проверкой на плагиат в Казахстане, но кто мешает другим компаниям, к примеру, вашей, предоставлять подобные услуги?
Вице-министр образования Казахстана Асланбек Амрин при совместной встрече с нашей делегацией и НЦНТИ заявил, что МОН будет поддерживать нас в этом вопросе только тогда, когда мы станем казахстанской компанией, вложив средства в Казахстан, к примеру, построив здание. А пока он пожелал НЦНТИ брать с нас пример и работать так профессионально, как мы. Что он этим хотел сказать, для нас остается неясным.
МОН не создает дополнительных препон и бюрократии в виде лицензий и разрешений, но многие университеты просят у нас рекомендательные письма от МОН и всевозможные разрешения. Также спрашивают, кто за нами стоит, либо работаем ли мы на польское правительство. Мы все понимаем, что вопросы по своей сути глуповатые, но их как аргумент используют многие университеты для оправдания нежелания бороться с плагиатом.
- На каких языках осуществляется проверка текстов на плагиат в Казахстане?
— На казахском и русском. Наша система является единственной в своем роде, интерфейс которой переведен на казахский язык.
- Что вы знаете о громких случаях плагиата в Казахстане?
— В Казахстане бывший министр образования был обвинен в плагиате. Но сняли его, говорят, по другой причине. Мы верим, что в Казахстане созрела ситуация, когда нужно создавать свой диссернет. Мы готовы помочь в этом деле.
Наша компания работает с издательствами для проверки уже выпущенных работ на возможное неавторизованное использование другими масс-медиа, то есть по проверке фактов пиратства и на возможный плагиат. Можно создать Facebook-сообщество, а также специальный веб-сайт, который может публиковать журналистские расследования по теме плагиата, а мы можем предоставить нашу систему для этих целей.