АСТАНА, 17 июн — Sputnik. Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии РК сегодня расположен в здании, в котором ранее действовала областная больница. Sputnik Казахстан решил посетить это место, чтобы больше узнать о жизни врачей и самого объекта, где спасают людей с жуткими травмами, полученными в бытовых условиях, ДТП или при других обстоятельствах.
В этом центре, наверное, побывал практически каждый: кто-то — получив травмы благодаря своей активности, любопытству, невнимательности или невезучести, а кто-то — сопровождая травмированного.
По прибытии туда знакомимся с врачом-ординатором травматологии №5 (экстренная травматология) Дамиром Исингалиевым. На мой вопрос о разнице простого травмпункта и его отделения объясняет, что в первом случае проводится амбулаторный прием, а в его отделении, помимо основной медицинской помощи, могут проводить еще и операции.
Врач признается, что профессия накладывает свой "отпечаток" на повседневную жизнь: видишь, например, что товарищ или близкий человек делает что-то и автоматически просчитываешь возможные травмы.
"Поступил пациент однажды со сложным переломом плеча. Оперировали. Зашли днем, а вышли уже ночью. Сложность и необходимость заключалась в том, что, если не оперировать, то это могло бы впоследствии повлиять на объем движений человека, то есть конечность могла бы не в полной мере работать. Помню другой случай. Привозили лифтера, который в шахту лифта упал. Поступил с множественными переломами, в том числе позвоночника, черепно-мозговой травмой", — вспоминает травматолог.
Врач рассказал, что временами поток пациентов бывает нескончаемым, которых доставляют в бессознательном состоянии или на грани смерти. Кажется, к такому невозможно привыкнуть, но травматологу, как и его коллегам, нельзя бояться или терять хладнокровие.
Врач констатирует, что в последнее время увеличилось число строителей, которые по неосторожности или из-за халатного отношения к технике безопасности получают травмы на работе. Далее по количествам идут ДТП и бытовые травмы.
Разговор прерывается из-за телефонного звонка: врачу сообщили, что "скорая" везет пациентку пенсионного возраста, которой срочно нужно оказать помощь. Пациентку привезли. Рядом дочь, которая объясняет ситуацию. После рентгена врач принимает решение провести операцию.
Выясняется, что ранее женщина перенесла две операции, лежала в онкологии, на фоне сопутствующих других заболеваний кости истончились до такой степени, что неправильно наступив, она сломала ногу в области нижней голени.
На вопрос, как врачи больницы годами смотрят на боль, страдания людей и не сходят с ума, отвечает: "Держать себя в руках учат еще со студенчества. С другой стороны, когда поступает человек, которому нужно оказать какую-то помощь, становится не до эмоций, потому что в голове только одна мысль — нужно хорошо сделать свое дело".
После операции начинается бюрократическая часть, когда изучается история болезни, а в медицинскую карточку прибывшего вносятся необходимые данные.
Тут же, в зале, рядом с негатоскопом (панель, на которой врачи смотрят рентген-снимки — прим.), стоит пульт экстренного реагирования на случай, если врачу понадобится дополнительная помощь или в один момент доставят двух и более экстренных пациентов.
"Возможно, знаете этот аппарат, с помощью которого снимаются шины. Так вот он по глупости засунул туда руку. В итоге рука как клешня краба стала. Большой и второй пальцы были отдельно. Три часа длилась операция, собрали ему руку чуть ли не по частям, провели спицы. В дальнейшем наблюдал, он лежал у нас в отделении хирургии кисти. Делали перевязки, системы, лекарства принимал, но, к сожалению, не прижилось: спустя две недели пошел некроз, или омертвение. В конце концов ему три пальца ампутировали", — рассказал Дамир Исингалиев.
Параллельно в это время приходят люди разного возраста с небольшими травмами рук и ног… Одних направляют на рентген, другим сразу оказывается помощь и они уходят домой. В этот день у нашего врача смена, которую он должен будет провести до восьми часов следующего дня. Мы прощаемся, а у него есть в лучшем случае полчаса-час отдыха, пока в приемной снова не раздастся звонок.