АСТАНА, 9 июн — Sputnik, Баубек Коныров. Министерство здравоохранения Казахстана готовит ряд изменений в сфере оказания скорой медицинской помощи, а также рассматривает предложения, которые применялись в странах ОЭСР несколько десятков лет назад.
Что мы имеем?
На сегодняшний день, по информации министерства здравоохранения, в службе скорой медицинской помощи работают 24 самостоятельных станции, 227 отделений скорой медпомощи, из которых 67% находятся в нетиповых зданиях. Автопарк представляет 2 тысячи 100 единиц специализированных автомобилей, авиапарк – 33 воздушных судна (11 вертолетов и 22 самолета), оснащенность медицинским оборудованием составляет 78%.
В Минздраве проинформировали, что среднее время прибытия "скорой помощи" к пациенту в Казахстане составляет 25 минут. Для сравнения, в странах ОЭСР, а именно в Канаде, этот показатель равняется 5-10 минутам, в Англии и Италии – 8 минут, Турции – 10 минут, США – 12 минут, Австрии, Германии и Литвы – 15 минут.
При этом доля обслуженных вызовов с опозданием составляет 7%. Данный показатель высок в Алматы, Южно-Казахстанской, Акмолинской, Атырауской, Жамбылской и Карагандинской областях.
"Каждый казахстанец должен…" и новая "скорая"
По информации директора департамента организации медицинской помощи Ажар Тулегалиевой, системная проблема — неравный доступ к скорой медицинской помощи в зависимости от местонахождения пациента. Так, если ДТП происходит на дорожной трассе, то помощь оказывается поздно. Другая проблема — недостаточная оснащенность транспортным медицинским модулем, высокий уровень износа санитарного транспорта (51%), неполная автоматизация, отсутствие централизации системы управления вызовов скорой медпомощи, несвоевременность обслуживания вызовов и низкий кадровый потенциал.
"Это говорит о том, что каждый казахстанец должен уметь оказывать первую помощь. Мы также пересматриваем категорию срочности вызовов. Был рассмотрен опыт стран СНГ, Канады и Турции. На сегодня у нас утверждено шесть категорий срочности вызовов на 323 повода. Первая, вторая и третья категории до 15 минут обслуживаются. В основном это состояние без сознания, огнестрельные ранения, обширные травмы. Остальные, а именно четвертая-пятая категория — до 20 минут, и шестая категория — до 30 минут срочности. Учитывая международный и отечественный опыт, по ее словам, предлагается оптимизировать и сгруппировать вызовы по симптомам и синдромам – пять категорий", — рассказала Ажар Тулегалиева.
"Что касается экстренной помощи на уровне ПМСП (первичная медико-санитарная помощь): сегодня мы говорим, что во всех поликлиниках должны создаваться отделения "скорой помощи" с оснащенным транспортом и оборудованием. Такая функция может быть передана на аутсорсинг. Такой пилотный проект работает в Астане, есть хорошие результаты. Кадров на сегодня мало. Мы предлагаем создавать врачебные и фельдшерские бригады, организовать службы community nursing — службы оказания помощи медицинскими сестрами. Также если сегодня вызовы в поликлиниках принимаются до шести часов, то они теперь будут приниматься круглосуточно с 8 утра до 8 утра следующего дня", — сообщила Тулегалиева.
Мировой опыт из прошлого
В ходе заседания коллегии директор ТОО "Казмедиаконсалт" Кевин Фрик в свою очередь рассказал, как можно провести реформы в работе "скорой помощи" с точки зрения международного опыта. США, по его словам, прошли такую реформу в работе бригад "скорой помощи" в 60-х годах, Канада – в 80-х, Австралия – в 90-х годах, а страны Европейского союза — в 2000-х годах.
В пример он привел ситуацию, когда поликлиники закрываются в восемь вечера, а у пациентов возникает проблема со здоровьем. В результате они звонят в службу 103. Глава компании, которая работает в сфере медицинского консалтинга, считает, что в некоторых случаях можно было бы лишь предоставить возможность человеку переговорить с диспетчером с последующим перенаправлением на линию с определенным врачом.
"Но в существующей системе машину "скорой помощи" вызывают и по причине высокой температуры. Мы должны понимать, что мы машину отрываем от пациента, которому срочно нужна медицинская помощь. Нам нужно сделать так, чтобы наши бригады отвечали на вызовы только тогда, когда ситуация между жизнью и смертью. Мы, конечно, хотим, чтобы кто-то позаботился и о вашей температуре, но вы можете вызвать такси, как это делают во всем мире, поехать в приемный покой либо дождаться утра и пойти к участковому врачу. Просто сейчас это очень дорого, когда мы отправляем целую бригаду на несерьезные цели", — объяснил глава ТОО, выразив надежду, что предлагаемая инициатива будет поддержана правительством страны.
Он также отметил, что необходимо сфокусироваться на функциональном направлении, чтобы все это заработало. В частности, рекомендуется создать приемный покой, который будет обслуживать пациентов после закрытия поликлиник. Также он посоветовал обучить больше людей предоставлению первой медицинской помощи, а также дать рекомендации по улучшению обучения сотрудников бригад скорой помощи. Оценивая нынешнюю ситуацию, он признает, что поздновато для Казахстана внедрять такие системы, но считает, что когда-то такие нормы нужно внедрять и начинать надо с законодательства. В противном случае в стране также будут инвестировать на покупку машин и оборудования, а показатель смертности меняться не будет.