Десять дней, которые должны были потрясти лимиты на спортсменов-легионеров, действующие в странах Евразийского экономического союза, давно истекли, однако же ответ на требование Евразийской экономической комиссии не считать легионерами граждан стран-участниц Союза до сих пор не озвучен.
Ограничением для спортсменов является так называемый "лимит на легионеров" в национальных первенствах этих стран. В разных странах и в разных видах спорта он различный: скажем, в российской футбольной премьер-лиге действует лимитная формула "шесть плюс пять", когда в течение одного матча клуб может выпустить на поле не более шести иностранцев и не менее пяти россиян. При этом обладателей российских паспортов на поле может быть больше пяти, а вот иностранцев больше шести – нет.
В казахстанской футбольной премьер-лиге действует правило, согласно которому легионеров может быть восемь в заявке и шесть на поле в каждом матче. В общей для Казахстана, Белоруссии и России Континентальной хоккейной лиге в плане лимита страдают российские клубы, в которых в заявке на матч число легионеров не может превышать пяти, в том числе один вратарь. При этом два года назад совет директоров КХЛ принял отдельное решение по лимиту на иностранцев: хоккеисты из Белоруссии и Казахстана с тех пор в российских командах считаются легионерами.
Почему к правительствам взывать бесполезно
"Государства-члены, заключив договор о ЕАЭС, взяли на себя обязательства не вводить и не применять ограничения, установленные их законодательствами в целях защиты национального рынка труда в отношении трудовой деятельности, осуществляемой гражданами государств-членов ЕАЭС. Коллегия ЕЭК сегодня приняла взвешенное решение о необходимости снятия барьеров для спортсменов из наших стран", — заявила 11 мая этого года член коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян.
Потому что вопрос был изначально адресован не в те органы, которые принимают решение о лимите на легионеров в профессиональных спортивных лигах. Министерство спорта Российской Федерации, равно как и министерство спорта и культуры Казахстана, формально к этим решениям отношения не имеют и иметь не могут, ибо лигами "рулят" общественные объединения: Российский футбольный союз, Российская футбольная премьер-лига, Федерация футбола Казахстана и Профессиональная футбольная лига Казахстана.
А законодательство, регулирующее отношения государства и общественных объединений, на всем постсоветском пространстве совершенно идентично в одном пункте: общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности, следовательно, вмешательство государства в эту деятельность недопустимо. Вопрос о лимите на "легов" относится как раз к "формам и методам" деятельности РФС, ФФК, РФПЛ и ПФЛК. Да и КХЛ с баскетбольной Единой Лигой ВТБ, наконец, в которой также представлены клубы из России, Казахстана и Белоруссии.
Иными словами, ЕЭК в ответ на запрос в "спортивные" ведомства стран-участниц Союза может получить разве что добрый совет обратиться к руководству "общественников", ибо (формально) рычагов давления на них у государства нет – и быть не может.
Почему давить нельзя – только упрашивать
Рычагов открытого давления, как ни странно, у наших государств на спортивные лиги, действительно, нет, потому что такому давлению существует достаточно эффективный международный санкционный противовес, который наиболее ярко выражен в футболе. Европейский футбольный союз (членами которого являются четыре из пяти участников ЕАЭС за исключением Кыргызстана) и Международная футбольная ассоциация (пять из пяти) давно недвусмысленно предупредили всех участников соревнований под своей эгидой: малейший намек на вмешательство государства в дела ассоциированных в них национальных футбольных администраций – и последуют карательные меры, вплоть до исключения из ФИФА и УЕФА.
В других видах спорта государству лазеек на давление также оставлено не так уж и много. Скажем, в 2012 году, когда министерство спорта России под управлением Виталия Мутко пыталось протащить через Государственную Думу поправки к закону о спорте, предусматривающие согласование с ним кандидатур руководителей спортивных федераций в случае, если доля государства в их финансировании превышает 50%, президент Олимпийского комитета России Александр Жуков выступил против этого. И аргументация была та же самая – возможная реакция на такой ход со стороны международных спортивных ассоциаций.
"Они (федерации) не могут быть другими (не общественными). Как только государство начнет вмешиваться в деятельность спортивных федераций, есть опасность, что нас исключат из олимпийского движения и всех остальных. За этим очень внимательно следят в МОК. Это вообще недопустимо, чтобы в деятельность общественных организаций вмешивалось государство", — заявил тогда Жуков журналистам. Иными словами, министерства, имеющие отношение к спорту, могут попросить федерации рассмотреть вопрос об исключении граждан Казахстана, России, Армении, Белоруссии и Кыргызстана из числа легионеров, но конечное решение "общественники" будут принимать без участия этих ведомств.
Почему "общественников" никто упрашивать не будет
И ведь картинка более чем реалистичная (при всем уважении к нашим общественным объединениям и степени их самостоятельности). Только вот проблема в том, что "наверху" (по крайней мере, в России) до сих пор мнение в вопросе о легионерах складывалось весьма отличное от того, что в начале второй декады нынешнего мая озвучила ЕЭК. Буквально накануне, 23 мая, в ходе заседания совета по развитию физической культуры и спорта при президенте России Владимир Путин поддержал предложение губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева произвести "стопроцентное импортозамещение в российском футболе".
А Россия, как не крути, является основным застрельщиком и в Континентальной хоккейной лиге, и в баскетбольном аналоге первенства постсоветского пространства. Так что ЕЭК еще долго придется ждать ответа на свое обращение – и, скорее всего, ответ этот вряд ли будет положительным. Если, конечно, там (смотри по направлению указательного пальца) не сложится мнение, что стопроцентное импортозамещение надо производить с учетом интересов партнеров по ЕАЭС. Но для этого ЕЭК надо обращаться не в правительства и даже не в спортивные общественные организации, а сами понимаете, куда и к кому…