АСТАНА, 18 мая – Sputnik, Дмитрий Покидаев. Новый налоговый кодекс Казахстана будет предусматривать освобождение налогоплательщиков от ответственности за действия по разъяснению налогового органа по вопросам, которые впоследствии трактовались фискалами отлично от этого разъяснения, сообщил в четверг вице-министр национальной экономики Руслан Даленов.
Вроде как сама собой разумеющаяся истина – коль скоро уполномоченный орган дал разъяснение, так тот, кому его дали (и кто действовал в соответствии с ним) никакой ответственности нести не должен. Однако на практике налогоплательщики сплошь и рядом попадали на штрафы из-за (будем называть вещи своими именами) некомпетентности "советчиков" из налоговой.
Кодекс с человеческим лицом
Такие "попадания" налогоплательщиков являлись настолько распространенным делом, что разработчики нового Налогового кодекса по настоянию Национальной палаты предпринимателей Казахстана, консолидирующей позицию бизнеса, решили прописать этот механизм (налогоплательщик не в ответе за разъяснения налоговика) отдельной строкой. И вообще новый кодекс решили сделать революционным с точки зрения интересов налогоплательщиков.
В чем будет выражаться эта защита, помимо освобождения от ответственности за чужую некомпетентность или за чужие "семь пятниц на неделе" (зачастую рекомендации налогового органа на местах просто не поспевают за изменениями налогового законодательства, отсюда и несостыковки в рекомендациях и практике)? Во-первых, министерство национальной экономики настаивает: все неясности и неточности должны толковаться в пользу налогоплательщиков, что позволит справедливо рассматривать налоговые споры.
"Сегодня система выстроена так, что налоговые органы не могут принять, по сути, правильную позицию налогоплательщика, при наличии пробелов налогового законодательства", — заметил вице-министр. Если же фискалы решают доначислить налоговые сборы с того или иного физического или юридического лица, то они теперь должны будут в актах налоговых проверок указывать обоснования этих доначислений. В настоящее время такой обязанности нет, соответственно, налогоплательщик просто ставится перед фактом: он должен доплатить такую-то сумму, а письменной аргументации налогового органа, которую можно было бы оспорить в суде, на руках у него не остается.
Кодекс на человеческом языке
Помимо этого, министерство национальной экономики обещает максимально упростить язык налогового кодекса с тем, чтобы налогоплательщик мог самостоятельно разобраться в его хитросплетениях. Также экономическое ведомство настаивает на сокращении количества отсылок между статьями, устранении дублирования текста в кодексе и подзаконных актах.
"Также будет применен единый стиль написания, который был утрачен в ходе многочисленных поправок за ряд лет", — добавил Даленов. Финансовые потери от смягчения отношения к добросовестным налогоплательщикам государство намерено компенсировать увеличением круга плательщиков НДС, отменой неэффективных льгот, совершенствованием информационных систем органов государственных доходов и интеграцией этих систем в системы данных других государственных органов.
Для малого и среднего бизнеса предлагается установить новый режим налогобложения с упрощенным порядком учета, в котором налоговая база будет определена как разница между доходами и расходами, что будет связано с введением всеобщего декларирования. Помимо этого, министерство национальной экономики обещает внедрить международные рекомендации против отмывания капитала, касающиеся, в частности, определения транснациональной прибыли. Помимо этого будут предложены меры по устранению двойного освобождения.
Кодекс со стимулами для нефтянки и МСБ
Отдельно в новом документе будут прописаны стимулирующие недропользователей нормы налогообложения — так, для морских и глубоких наземных нефтяных месторождений планируется предоставление преференциального налогового режима по применению налога на финансовый результат (НФР) вместо специальных налогов и платежей недропользователей. В то же время у налогоплательщика остается право оставаться в общеустановленном порядке уплаты специальных налогов недропользователя, то есть режим недропользователь, разрабатывающий такое месторождение, будет выбирать сам.
Также для добычи углеводородного сырья предлагается установить дополнительный критерий по глубине месторождений для снижения ставок налога на добычу полезных ископаемых. Для разведки твердых полезных ископаемых вводится механизм арендных платежей, стимулирующий проведение быстрой геологоразведки. Для упрощения процедур по применению льготных ставок НДПИ вводится прямая норма по самостоятельному применению недропользователями пониженных ставок НДПИ для низкорентабельных месторождений.
По упрощенной декларации предлагается установить единый размер доходов для юридических и физических лиц, при этом с 2020 года данный режим будет заменен на упрощенный режим учета доходов и расходов (режим фиксированного вычета). Налоговая база будет определяться как разница между доходами и расходами, а налогоплательщикам предоставляется право выбора режима. В общем, концептуально новый налоговый кодекс хорош с точки зрения налогоплательщиков всех мастей, остается дождаться, в каком виде он зайдет в Парламент (и в каком виде выйдет оттуда), а также как он будет применяться на практике сотрудниками Комитета госдоходов. Потому как законодательство у нас практически все соответствует стандартам ОЭСР, только администрирование его отстает.