АСТАНА, 15 мая — Sputnik, Катерина Клеменкова. Проблемы Международного банка Азербайджана начались не сегодня и даже не вчера. Это продолжалось уже несколько лет. Тем не менее три года назад менеджеры Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) сделали вот такой "осознанный" выбор – вложить в банк с "мусорным рейтингом" десятки миллиардов пенсионных денег казахстанцев.
"Когда банк объявляет о дефолте и реструктуризации, когда приостанавливает выплаты по внешним обязательствам, возникает опасность, что ценные бумаги этого банка потеряют в цене, а это значит, что если и не все, то какая-то часть стоимости инвестированных пенсионных денег однозначно будет потеряна", — рассказал в интервью Sputnik Казахстан известный экономист Рахим Ошакбаев.
– Понимали ли менеджеры ЕНПФ, когда решили инвестировать в Межбанк Азербайджана, какие могут быть последствия, и кто за это будет отвечать?
– Кто же принял решение об инвестировании вопреки доводам экономистов? Правление ЕНПФ? Нацбанк?
– Есть органы, которые управляют пенсионными активами: у Нацбанка есть департамент монетарных операций, есть совет директоров ЕНПФ, правление ЕНПФ, есть совет по управлению пенсионными активами при Национальном банке… Я не знаю, какие тогда были процедуры, но, исходя из своего опыта, точно могу сказать, что у этой инвестиции есть имя, фамилия и отчество.
– Проблема бездарно, если не сказать преступно, растраченных пенсионных накоплений — самая больная тема последних лет и главный повод для недовольства казахстанцев. Бузгул Аурум, Казинвестбанк, Межбанк Азербайджана…
– Сколько еще скандалов ждет наш единый пенсионный фонд, если посмотреть на то, сколько денег вложено в рисковые активы?
– Мы сейчас делаем экспресс-анализ отчетов ЕНПФ, согласно которым на 1 мая порядка 1,6 триллионов тенге вложены в облигации и акции эмитентов, рейтинги которых классифицируются как рискованные обязательства. То есть более 23% от всего пенсионного портфеля имеют существенные риски.
Думаю, что ситуация требует вмешательства Парламента.
– ЕНПФ может выкрутиться из скандала с облигациями Межбанка Азербайджана?
– Конечно, сейчас они, наверно, скажут, что давно ведут переговоры с правительством Азербайджана, чтобы они дали государственную гарантию или сконвертируют в суверенные облигации. Еще скажут, что идет процесс реструктуризации, что они давно работают над этой ситуацией и все нормально будет.
Но на самом деле повод для беспокойства есть. И в любом случае есть факт – была инвестиция в рискованные активы, которые допустили дефолт. Пенсионные активы вообще нельзя инвестировать в рискованные активы, на мой взгляд. Ключевой критерий для пенсионных денег — это сохранность.
– Если, условно говоря, найдут платежку на 250 миллионов долларов, посмотрят — чья стоит подпись и таким образом установят виновного, какое наказание его ждет?
Я думаю, что в первую очередь должны нести ответственность члены совета директоров. По закону об акционерных обществах совет директоров является органом управления, то есть он должен нести ответственность за убытки, причиненные его деятельностью.
– Эта ответственность какая? Штраф? Тюрьма?
Вообще, как минимум, должна быть ответственность кадровая, причем на самом высоком уровне. Посмотрите, совет директоров ЕНПФ вообще не меняется, хотя есть Ерденаев, которого задержали по подозрению в получении взятки и растрате чужого вверенного имущества. Ерденаева назначал на должность совет директоров, но никто из совета директоров не понес за это ответственности, более того, люди, которые его утвердили, назначают следующих членов правления. В первую очередь логично было поднять вопрос о том, что совет директоров как минимум сделал неправильный выбор и должен уйти в отставку. Безответственность порождает дальнейшую неэффективность.
– Кстати об ответственности, сегодня ЕНПФ разослал пресс-релиз, где обвинил вас в том, что распространяете данные, не соответствующие действительности…
ЕНПФ пишет, что "Данные о росте расходов на оплату труда, опубликованные в некоторых СМИ со ссылкой на информацию Рахима Ошакбаева на его странице в сети Facebook, не соответствуют действительности."
Во-первых, я не являюсь источником этой информации. Еще 1 мая я разместил у себя на странице ссылку на материал газеты Литер "Убытки пенсионных активов достигли 87 млрд тенге", где привел закавыченную цитату из материала газеты. Поэтому если и хотят спорить о цифрах, то это нужно делать не со мной, а с уважаемой газетой "Литер".
Во-вторых, автор статьи из газеты "Литер" на самом деле прав по существу. Расходы на оплату труда и командировочные у ЕНПФ за последние три года действительно растут, причем бешеными темпами. Вот график динамики их расходов из их официальной финотчетности.
Содержание персонала ЕНПФ, который настолько неумело распоряжается нашими деньгами, в 2015 году обошлось нам в гигантскую сумму свыше 7 миллиардов (!). Рост за 3 года составил более чем в 3 раза (!). Рост по сравнению с предыдущим годом — более 60%.
Мне кажется, ЕНПФ сейчас нужно заниматься не мелкой и бесполезной пикировкой с Facebook и СМИ, а полноценно доложиться по существу на серии специальных парламентских слушаний по поводу эффективности текущей пенсионной системы.