АСТАНА, 11 мая — Sputnik, Айгюзель Кадир. Казахстан после обретения независимости бросил клич казахам во всем мире: Родина-мать зовет, надеется и ждет. На него тогда отозвались тысячи наших сородичей из разных уголков мира. Каждый со своей историей и судьбой. Приехавших тогда в Казахстан этнических казахов принято называть "оралман", что в переводе означает "возвращенец". За четверть века независимости на Родину их вернулось более миллиона.
Тэтчер, кризис и казахи
"Мы родились и выросли в Индии. В 1969 году переехали в Турцию. В 1975 году поженились с Эсатом", — начала свой рассказ Зулейха, дочь Фазилы Жаналтай. Маршрут Индия – Турция – Казахстан был для семьи отнюдь не путешествием, а скорее скитанием. В 80-е годы семья какое-то время прожила в Европе.
"В то время вся молодежь разбрелась кто куда. Кто-то во Францию уехал, а мы в Англию. Во время декабрьских событий 1986 года тоже были там. Выехать никуда не могли, дома сидели. Тогда еще это было время правления Тэтчер. Когда узнали о Желтоксане, мы начали уже собираться домой, потому что понимали, что совсем скоро страна получит независимость", — продолжила свой рассказ Зулейха.
Чужой среди своих
В конце лихих 90-х, по словам Зулейхи и ее мужа Эсата, в Казахстане было непросто, в стране было тяжелое экономическое положение. Но о том, чтобы уехать обратно в Турцию, тогда не было и речи.
Семья призналась, что освоиться и адаптироваться к новой среде поначалу было непросто. Наиболее остро стоял вопрос о получении жилья. Фазила Жаналтай тогда получила небольшой дом в одном из сел Казахстана, однако жить там не смогла, предпочтя ему арендную квартиру в Алматы.
"По приезду дали небольшую квоту маме в местности Нурлы в Алматы. Там дали домик, правда, он похож был больше на сарай, чем дом. Цена ему от силы 3000 долларов. А разве это большие деньги?", — говорит Зулейха.
Семья поделилась воспоминаниями о нелегком пути к заветному статусу "Гражданин Казахстана". Долгие годы Фазила Жаналтай и ее дети имели только вид на жительство, а полноправными гражданами стали лишь в 2006 году.
Три года назад семья переехала в морозную Астану и теперь живет в арендованной квартире в одном из центральных районов города.
"В Алматы хорошо было, тепло. А тут очень холодно", — признается глава семейства Эсат.
Впрочем, климат не стал основной проблемой для семьи оралманов, чего не скажешь о языковом барьере, с которым и по сей день время от времени сталкиваются дети Фазилы Жаналтай.
"Сами знаете, в Астане 70 процентов говорят на русском. Привыкнуть к этому было сложно. Мучились, честно", — признал Эсат.
После традиционного чаепития мне с гордостью показали фотографию Фазилы Жаналтай, которая в 1954 году попала в объектив американского журналиста. Статная и юная она гордо улыбается со страницы выпуска National Geographic под названием "Бостандыққа ұмтылған қазақтар " — "Казахи, устремленные к свободе".
Гражданином быть обязан
Примечательно, что больше половины этнических казахов за годы независимости вернулись из Узбекистана, а чуть более двенадцати процентов – из Китая.
"Раньше гражданство получали спустя 4 года после получения вида на жительство. В конце 2015 года в законодательство были внесены изменения. Заявка рассматривается в течение трех месяцев, в течение года можно получить гражданство. А статус оралмана и вовсе – через 5 дней. Главное, принести все необходимые документы", — рассказала эксперт управления миграционными процессами Индира Ортакбаева.
За годы своей работы Индира Ортакбаева выслушала множество обращений оралманов и, по словам эксперта, практически каждому приходится объяснять, что получение гражданства Казахстана уравнивает их с местными жителями как в правах, так и в обязанностях, без иждивенчества.
"Я многим так и говорю: вы гражданство получили? Значит вы такой же гражданин, как и я. Этнические казахи наравне с гражданами Казахстана обеспечиваются медицинской помощью, возможностью получения образования и социальной защитой ", — отметила Индира Ортакбаева.
Жилищный вопрос
И, как бы то ни было, в монастырь со своим уставом приходить не положено. Тем, кто вернулся-таки в "край родной, навек любимый" государство предлагает свои условия. Квоты и субсидии могут получить те, кто согласен жить в определенных регионах расселения, а именно: ВКО, ЗКО, СКО, Атырауской, Акмолинской, Костанайской и Павлодарской областях.
"С начала 2017 года в законе появилось новшество. Отныне оралманы в регионах расселения могут сами найти себе арендное жилье и по желанию заключить договор аренды с центром занятости. Местные исполнительные органы на один год оплачивают аренду жилья и коммунальные услуги", — пояснили в министерстве труда и социальной защиты населения республики.
Но, как известно, аппетит зачастую приходит за столом. Поэтому те, кто отказывается получать то, что предлагает государство, вольны сами искать и находить место под солнцем.
Поможем, чем сможем
Влиться в ритм жизни по-казахстански и справиться с трудностями оралманам помогают центры адаптации и интеграции. Два из них находятся в Шымкенте, по одному – в Караганде и Мангистау.
"Оралманы при желании могут там жить 6 месяцев или год. В центрах есть курсы обучения казахскому, русскому и английскому языкам. Там же можно отучиться на водителей, парикмахеров. Все на бесплатной основе", — рассказала Индира Ортакбаева.
Возвращение на Родину – для одних надежда на новое, светлое будущее, в котором не осталось следа от скитаний по неизвестным просторам чуждой страны. Для других – это возможность разобраться в себе и отношении к Родине, к предкам. Но путь к новой жизни не может быть простым. Помочь тем, кто хочет пройти через эту тропу к родному краю, пусть не долг и не обязанность, но правильный шаг.
Казашка из Монголии в 2018 году покорила жюри конкурса National Geographic