АСТАНА, 2 мая – Sputnik, Дмитрий Покидаев. Министр культуры и спорта Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы предложил сделать артефакт, которым обладает республика, известным в мире для привлечения иностранцев в Национальный музей Казахстана.
"Джоконду" бюджет не потянет
Глава министерства культуры и спорта завел разговор о необходимости шедевра–"изюминки" и его нехватки в Национальном музее, когда докладывал на заседании правительства во вторник о развитии и модернизации объектов культуры в стране. По его словам, в области музейного дела в Казахстане в последние годы произошла настоящая революция: функции музеев расширены от экспозиционных до научно-исследовательских, археологических, реставрационных и этнографических.
Все это вроде бы должно увеличить внимание к музеям со стороны посетителей, в том числе – и иностранных, но чего-то им все равно не хватает. "Во всем мире музеи — это центры туристического интереса, мы все знаем, что каждый музей имеет свой особенный шедевр, ради которого едет весь мир, — сказал министр. — К примеру, при посещении Лувра 70-80% посетителей хотят увидеть творение Леонардо Да Винчи "Джоконду", если Эрмитаж, то это Рембрандт "Возвращение блудного сына". И конечно, здесь стоит вопрос, для того, чтобы наш Национальный музей был привлекательным, необходимо купить какой-то шедевр. Но как вы знаете, на аукционе Sotheby's эти шедевры стоят как минимум 100 миллионов долларов", — развел он руками.
"Золотой человек" должен стать "медийным лицом"
У финансового блока правительства наверняка тут же рука потянулась к калькулятору: когда мы начинаем чего-то пропагандировать на ТВ, стоимость выходит немногим меньше приобретения той же "Джоконды". Эффект, правда, не всегда сопоставим с ее гипотетическим приобретением. Но Мухамедиулы сослался на практический опыт экспозиции "Золотого человека" в Эрмитаже.
"Мы "Золотого человека" впервые выставляли в Эрмитаже, мы уговорили руководство музея на 20 дней его выставить, а через две недели оно попросило оставить эту экспозицию на два месяца, то есть интерес к нашему артефакту был огромный", — заверил он всех в успешности такого медиа-проекта по популяризации артефакта.
Музеи под открытым небом: дешево и привлекательно?
При этом казахстанские музеи стараются не отставать от современных веяний: в них запущена продажа билетов онлайн, а также внедряются мобильные системы, при помощи которых на сотовые можно через штрих-коды получать дополнительную информацию о том или ином экспонате. Помимо этого, в республике скоро появятся музеи без стен, под открытым небом.
У финансового блока при этих словах от сердца отлегло: музей под открытым небом эксплуатировать дешевле, побелка и покраска стен из сметы исключается, равно, как и отопление помещения. Такими темпами и на "Джоконду" можно наэкономить за несколько десятков лет, однако ж министр дал понять, что его ведомству есть куда девать сэкономленные средства.
Все это вписывается в проект новой концепции развития туристической отрасли до 2020 года, которая подразумевает привлечение достопримечательностями иностранных туристов. "Этот год проходит как год туризма Китая в Казахстане, кроме того, между Казахстаном и Узбекистаном подписан межведомственный план совместных действий в области туризма, туроператорами двух стран разработаны совместные туры конкретно для участников ЭКСПО", — отметил министр.
Театр требует жертв. Бюджетных
"Остро стоит вопрос финансирования новых постановок и укрепления материально-технической базы объектов культуры, для примера – за три года финансирование постановок "Астана Опера" сократилось в четыре раза, при этом мы не просто сохраняем высокий уровень, но и технически усложняем постановки за счет собственных резервов театра и спонсорской помощи", — посетовал Мухамедиулы.
Тем не менее интернет-пространство казахстанские библиотеки тоже стремятся заполнить: драйвером в этой области является Национальная академическая библиотека Астаны – единый оператор казахстанской национальной электронной библиотеки, фонд которой содержит свыше 30 тысяч электронных копий документов. По данным министра, услугами этой системы пользуются около 60 тысяч посетителей из 116 стран мира. То есть значительно меньше количества казахстанских абонентов "бумажных" библиотек: что ж, иногда консерватизм – это очень хорошо…